с чего все начиналось...
От народной песни к симфонии и опере
Предвоенные годы
Театры за колючей проволокой
В годы Великой Отечественной
«Театры доброй неволи»
Театр за полярным кругом
Сила духа, сила искусства
Послевоенный период
Нужна ли опера в Сыктывкаре?
Вопреки запретам
Открытие Республиканского музыкального театра
Первый творческий состав
Труппа
театра 60-хх
Театр как самостоятельная единица
Формирование национального репертуара
Легендарный «Яг-Морт»
70-80-ее:
УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
70-80-ее:
CЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ
Труднее задачи – выше статус
Рождение «Сыктывкарса тулыс»
Звёзды
«Сыктывкарса тулыс»
«Зарни Джыджьяс»
Новогодний Лайт-фестиваль
Творческий состав и репертуар 90-х
Международные проекты нулевых
Основные события нулевых
Хроника
2010-2015 годов
Новый виток
Усиление творческого состава
Премьеры последних лет
Расширение жанровых границ фестиваля
100-летие Коми
Из прошлого – в настоящее
Современный театр в лицах
заключение
ГЛАВЫ
биографии
Дейнека
БОРИС СТЕПАНОВИЧ
Каплун-Владимирский
Владимир Михайлович
Клаус
НИКОЛАЙ ПОРФИРЬЕВИЧ
Бобракова
ИЯ ПЕТРОВНА
Ищенко
ВАЛЕНТИНА МЕФОДЬЕВНА
Ваховский
ГРИГОРИЙ ЗАЛМАНОВИЧ
Бордзиловская
ЛЮДМИЛА АРКАДЬЕВНА
Попов
ЭРАСТ АЛЕКСЕЕВИЧ
Перепелица
ЯКОВ СЕРГЕЕВИЧ
Игнатов
ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
Поиск
Поиск

ГЛАВА

Ещё несколько глав, относящихся к военному и послевоенному периодам, мы посвятим «театрам за колючей проволокой» или, как их  называли, «театрам доброй неволи». А как же иначе, ведь большинство имён мастеров сцены, блиставших на их подмостках, наверняка, многим из вас прекрасно знакомы — именно эти люди стали впоследствии сердцем и душой нашего театра.
«Театры доброй неволи»
Летом 1943 года старший инспектор культурно-воспитательного отдела Интлага Галина Калакуцкая силами заключённых осуществила постановку агитмонтажа. Выступление всем понравилось. Вслед за этим последовал приказ от руководства Интастроя о строительстве нового Дворца культуры. Дом культуры Интинского комплекса сдали в эксплуатацию к 1 мая 1944 года. Начальником и художественным руководителем его была назначена Г. Ю. Калакуцкая. В новом клубе работала концертная группа культурно-воспитательного отдела (музыкально-художественный ансамбль Интастроя), состоящая из 20−25 заключенных «профессиональных работников искусств». Музыкальная бригада в течение года подготовила 44 концертные программы и дала более 120 концертов. Но новый клуб был плохо приспособлен для работы театра, поэтому по приказу нового начальника Интастроя М. Халеева в конце 1945 года начали достройку центрального клуба. В начале 1946 года строительство было завершено.
В Абези, ныне маленькой станции, а в те годы столице Печжелдорлага, строившего дорогу Печора-Воркута, также был свой театр. В отличие от лагерных театров Воркуты и Ухты здесь не было «звёзд», но среди заключенных было немало творческих, интеллигентных людей. Начиная с 1942 года в Абезьском доме культуры постепенно стали собираться актеры, музыканты, танцоры, художники. Так создавался театр, в котором участвовали как заключенные, так и вольнонаемные.
Из Приамурья после отбытия срока вместе с заключенными — строителями железных дорог перебрался на Печору прекрасный музыкант, бывший руководитель Центрального ансамбля песни и пляски ПЖДС Евгений Попов. Помощником Попова по вокальным жанрам был Георгий Тер-Асланян (Жора Асланов). Режиссером театра стал П. Н. Шеповалов. За короткий промежуток времени разномастный коллектив превратился в театр, который кроме сольных номеров и концертных программ ставил спектакли, сцены из оперетт и даже оперу! Они обслуживали самые отдаленные уголки строительства железной дороги, множество колоний, поселков, тысячи зрителей.
Отдельно в эти же годы сформировался театрально-эстрадный коллектив Севжелдорлага в Княжпогосте.
В Ухтинском театре в годы Великой Отчественной был восстановлен академический хор, симфонический, духовой и джаз-оркестры. Основное место в репертуаре занимала классическая оперетта. Спектакли сопровождал симфонический оркестр под управлением В.М. Каплун-Владимирского.
За исключением воркутинского театра, предназначенного для обслуживания вольнонаемных, все остальные обслуживали заключенных и — по особо торжественным случаям, партийным конференциям и знаменательным датам, — вольнонаёмных. Театры ГУЛАГа осуществляли постановку лучших образцов русской и зарубежной музыкальной классики.

ГЛАВА

В одном из самых известных лагерных театров в заключении оказались люди, сыгравшие впоследствии огромную роль в создании и становлении нашего театра.
Театр за полярным кругом
В августе 1943 года начальник Воркутлага Михаил Мальцев подписал приказ об организации в городе музыкально-драматического театра. Эта идея обсуждалась по обе стороны колючей проволоки. Вольнонаемные сотрудники Воркутауголь и жены многочисленного лагерного начальства страдали от отсутствия культурной жизни в шахтерском городе.
Записку на имя Мальцева с предложением создать в лагере профессиональный театр написал Борис Мордвинов — бывший главный режиссер Большого театра, ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Арестовали его по обвинению в «шпионской связи» с женой маршала Кулика и контрреволюции (шутил про Сталина). Дали три года ИТЛ и отправили в Воркуту. В лагере именитый режиссер и преподаватель консерватории успел поработать грузчиком на пристани, подсобным рабочим на складе и дневальным в бараке.
Под театр начальник лагеря выделил деревянное здание местного клуба (его называли Дворец Культуры Шахтеров, ДКШ). И начались репетиции.
Воркутинская музыкальная труппа театра состояла из высококвалифицированных исполнителей, многие из которых были известны на всю страну. Среди них — лауреат Собиновской премии и Всесоюзного конкурса вокалистов, в прошлом солист Всесоюзного радиокомитета Борис Степанович Дейнека. Это был тот самый Дейнека, в исполнении которого в довоенный период ежедневно по утрам звучала по радио патриотическая песня И. Дунаевского «Широка страна моя родная». Оказавшись в Воркуте, Дейнека сначала попал на общие работы в шахту. Но режиссер Мордвинов попросил включить его в труппу театра.
В лагерную труппу вошли: солист Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова Т. Рутковский и солист Большого театра Н. Синицин. Из числа вольнонаёмных в труппу вошла Наталья Глебова, в прошлом солистка Ленинградского театра оперетты, а также супруга начальника УРЧ Воркутлага певица Вера Пясковская.
За короткий срок Воркутинским музыкально-драматическим театром были поставлены оперные спектакли: «Фауст» Гёте, «Паяцы» Леонкавалло, «Травиата» и «Риголетто» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Евгений Онегин» Чайковского. Ставились оперетты И. Кальмана, Ж. Офеннбаха, Б. Александрова, И. Дунаевского. Спектакли и концерты сопровождал оркестр под управлением доставленного в начале 1944 года в Воркуту композитора и дирижёра, в прошлом преподавателя Московской консерватории Владимира Владимировича Микошо.
Открыли театр опереттой И. Кальмана «Сильва». Вероятнее всего, эту идею подала супруга инженер-майора Шварцмана, прибывшего вместе с Мальцевым в Воркуту из Сталинграда, певица Наталья Глебова. Она великолепно знала оперетту и много раз исполняла в ней главную роль на профессиональной сцене. Однако, у первопроходцев заполярного музыкально-драматического театра не было даже клавира «Сильвы». А мыслью об этой постановке загорелись буквально все участники будущего спектакля. Выручили великолепная музыкальная память и чистейший слух Глебовой и местного пианиста Александра Стояно. Глебова напела ему буквально всю оперетту, а отдельные места удалось восстановить благодаря тому, что «Сильву» как-то транслировали из Москвы по центральному радио. Пианист написал клавир и расписал ноты для первого, еще маленького оркестра. Художник-заключенный Т. Буря, ранее никогда не работавший в театре, под руководством Б. Мордвинова нарисовал эскизы и расписал декорации.
Так, 1 октября 1943 года началась история музыкально-драматического театра Воркуты. Спектакль давали для вольных и сотрудников НКВД. Заключенных в зал не приглашали. Зал клуба, превращенного в театральный, вмещал около трехсот человек. Успех был огромный. Упорство и педагогический талант Бориса Мордвинова позволили уже на исходе первого сезона добиться превосходных результатов. В «Сильву» он ввёл отличных певцов: Бориса Дейнеку на роль Эдвина и затем на ту же роль — прекрасного ленинградского баритона Теодора Рутковского, начинавшего творческий путь еще до Октябрьской революции, солиста Мариинского театра оперы и балета в Ленинграде, в свое время выступавшего в опере вместе с Шаляпиным. Оба певца украсили своим участием немало музыкальных спектаклей, опер и концертов заполярного театра.
Вслед за «Сильвой» поставили «Марицу», «Принцессу цирка», «Фиалку Монмартра», «Веселую вдову», «Мадемуазель Нитуш», «Сорочинскую ярмарку» и еще десятки спектаклей. Труппа росла — через пару лет после открытия в театре были заняты более 150 артистов, заключенных и вольных.

биография

дейнека
Борис Степанович
оперный певец, бас.
«Каждого человека в Советском Союзе сопровождало по жизни несколько так называемых «личных дел». Дейнека Борис Степанович не был исключением. Есть следственное дело, открытое на него в 1941 году в Москве, по которому он был осуждён Московским военным трибуналом к высшей мере наказания с заменой на отбывание в ИТЛ сроком на десять лет с поражением в правах на пять лет. И это всё за рассказанный им однажды анекдот. А ведь к тому времени он уже был принят кандидатом в члены ВКП(б). В автобиографии 1951 года об этом сказано: «В 1941 году, в феврале месяце, был принят кандидатом ВКП(б). В ноябре выбыл в связи с репрессией…»
Есть «личное дело» Б.С. Дейнеки и образца 1951 года – это когда он поступал на ту же работу в тот же воркутинский театр, но уже будучи освобождённым из заключения.
Родился он в Варшаве, в семье учителя. Окончил школу 2-ой ступени и одногодичные педагогические курсы. В 1920 году ушел добровольцем в Красную Армию. Наверное, был в её рядах запевалой… Как бы там ни было, «в 1921 году был командирован воинской частью в Московский 2-ой Университет, который окончил в 1925 году. В этом же году поступил в Театральный институт в Москве (ГИТИС) на музыкально-драматическое отделение, которое окончил в 1929 году… С октября 1929 года начал работу во Всесоюзном радиокомитете в качестве актёра-певца. Без отрыва от производства поступил в 1934 году в Школу высшего художественного мастерства при Московской государственной консерватории. Окончил аспирантуру в ней… что дало звание кандидата искусствоведческих наук…» (из автобиографии 1951 года).
Дейнека становится всё более известным и знаменитым: лауреат пяти Всесоюзных конкурсов, он гастролировал по всей стране, выступая как с сольными концертами, так и в оперных партиях. Не было отбоя от предложений записаться на фонофильмы и граммофонные записи: всего таких записей около 60.
И снова из автобиографии: «В Воркутлаге был зачислен артистом, а позднее, по совместительству, вокалистом-консультантом–педагогом в Воркутинском музыкально-драматическом театре. Работал в нём по 1 января 1951 года…» Здесь нужно сделать небольшое уточнение. Эта автобиография пишется Дейнекой как обязательное приложение к заявлению на имя директора театра Дома культуры КВУ (комбината «Воркутауголь»): «Прошу зачислить меня в труппу театра в качестве солиста – певца…».
А до этого ползут лагерные годы. Репертуар воркутинского театра за 1945 – 1948 годы даёт представление о репертуаре Дейнеки.
1945 год: Мефистофель в «Фаусте», Эдвин в оперетте «Сильва», Гудха в «Жрице огня». 1946 год: Базилио в «Севильском цирюльнике», Мистер Икс в «Принцессе цирка», Ляпиводьер в комической опере «Дочь Анго», граф Тассило в «Марице», снова Эдвин… 1947 год: Тонио в опере «Паяцы», Мельник в опере «Русалка». 1948 год: принц Лагонский в «Баядере», Цезарь Галь в «Вольном ветре», Гремин в «Евгении Онегине», Спарафучиль в «Риголетто»…
И это отдельные выборки. А были ещё партии в «Мазепе» и «Борисе Годунове», в «Иоланте» и «Сказке о Золотом петушке», в «Моцарте и Сальери» и в «Запорожце за Дунаем»… Не считая множества концертов.
Освободившийся из заключения солист-певец Дейнека устроился на работу в тот же театр, но уже вольным солистом, которому полагается отныне месячный оклад. Правда, лагерь просто так не отпускает: в личном деле появляется так называемое «ОБЯЗАТЕЛЬСТВО: я, нижеподписавшийся Дейнека Борис Степанович, состоя на службе в системе Министерства Внутренних дел СССР, обязуюсь хранить в строжайшем секрете, не разглашать ни в какой степени и ни при каких обстоятельствах все известные мне сведения, составляющие государственную тайну, и сведения о… лагерях, тюрьмах, строительствах, предприятиях, учебных заведениях и других учреждениях МВД, а также все иные сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, не подлежащие оглашению, ставшие мне известными в связи с работой в системе МВД. Я предупреждён, что за нарушение настоящего обязательства несу уголовную ответственность в установленном законом порядке. Б.Дейнека, 17 октября 1951 года».
Итак, десятилетний срок ему выпало отбывать на Воркуте. Освобождён он был 6 сентября 1951 года. С открытием на Воркуте музыкально-драматического театра Дейнека был зачислен в труппу этого театра по списку заключённых артистов. Он популярен и в лагере, он настолько востребован, что на Воркуте происходит нечто невероятное: 30 июня 1945 года состоялся «Творческий вечер солиста музыкально – драматического театра КВУ Б.С. Дейнеки». Воркутинский зэк получил право на сольный концерт в трёх отделениях!
В первом отделении был представлен 2-ой акт
оперы Мусоргского «Борис Годунов», где зек предстал перед лагерным начальством в одеянии Бориса Годунова. Во 2-ом отделении Дейнека уже
во фраке. Пел романсы Рубинштейна и Рахманинова. Третье отделение, помимо романсов и арий, включает в себя и песни: «Тёмную ночь»
Н. Богословского и «Песню пьяных» Т. Хренникова. Однако песня «Широка страна моя родная» в программе не значится: она была нежелательна ни для самого исполнителя, ни для начальства, ибо
эту песню приветствовали в Советском Союзе аплодисментами, а расточать эмоции перед зэком было непозволительно уже по инструкциям МВД. Впрочем, свидетельств о том, звучали аплодисменты в зале или нет, не сохранилось.
Дейнека в театре был одной из самых заметных фигур. Однако долго здесь не задерживался, и уже в июле 1952 года он получил в театре окончательный расчёт и переехал в Сыктывкар. С 1955 года он солист Коми концертно-эстрадного бюро и филармонии. В Сыктывкаре самым ярким эпизодом его деятельности была инициатива о создании в Коми АССР музыкального театра, первым художественным руководителем которого он и стал. В музыкальном театре он поставил и первую коми оперу «Гроза над Усть-Куломом» Г. Дехтярова (1958), в которой исполнил партию Мамонтова».
(Из статьи А. Попова «Знаменитый певец Борис Дейнека стоял у истоков оперного искусства в Республике Коми». Газета «Красное знамя», 17.08.13).
Избавился от ненавистного клейма «изменника Родины» Дейнека лишь в 1961 году. Почти одновременно с этим Борису Степановичу присвоили звание Народного артиста Коми АССР. Еще через год он вышел на пенсию и, оставив семью в Сыктывкаре, перебрался в Москву. Но в столице его давно забыли. Поэтому, поработав какое-то время в Росконцерте, Дейнека прекратил творческую деятельность. Он умер в 1986 году в полном одиночестве. Похоронили певца на Ваганьковском кладбище.

ГЛАВА

Заключённые актёры и актрисы, находясь в лагерной зоне Воркуты, не были защищены ни от своеволия охранников и надзирателей, ни от произвола блатных, преступных элементов, помимо всего, любивших подчеркнуть, что они, воры и бандиты – «честные советские люди», а заключенные по 58-й статье – «враги народа».
Редкий день в лагерной зоне обходился без убийств, обычно связанных с разборками между различными небольшими группировками преступников. Они и ночами не успокаивались, доставали спирт, напивались, дрались, шумели, лишая сна и без того измученных непосильным трудом и голодом работяг. Не было отдыха и у артистов. Но именно эти страшные условия жизни за проволокой заставляли заключённых музыкантов и актёров не просто дорожить своей работой в театре, но и видеть в ней единственное спасение от окружающей грязи, хамства и невежества. Театр для его служителей становился местом, отгораживающим их от бесправия и бездуховности. Здесь люди занимались любимым делом, своей профессией, тем творческим трудом, который заставляет видеть цель в жизни и не позволяет человеку опуститься.
«Я видела, как привозят актёров на спектакль из зоны. Впечатление было сильное: охранники, собаки… Зона находилась в полутора километрах от города. Все это было более чем странно для меня. Какой-то полуреальный мир, в котором всё двоится, теряя свои очертания. Колючая проволока, запорошенная снегом, стылый воздух, униженные взгляды, балерины в пачках и буквально тут же – в зековских телогрейках». (Из воспоминаний правозащитницы и публициста Ларисы Богораз).
«После репетиций, после радостных премьер, цветов от поклонников и криков «браво!» актеры возвращались в свой лагерный барак, где днём и ночью шастали крысы», – рассказывала актриса московского Театра Сатиры Валентина Токарская, отбывавшая наказание в Воркуте и игравшая на сцене театра.
«В конце сороковых годов я по утрам, идя на работу, видел небольшую колонну заключённых, ведомых из лагпункта в театр. Запомнилась фигура худого, поникшего актера Холодова, еле передвигающего ноги. А вечером, придя в театр, я с восхищением любовался, как тот же Холодов выходил на сцену изящный, обаятельный и весь сверкающий», – вспоминал ссыльный Леонид Городин.
Заключенный Воркутлага Эммануил Котляр писал о том, как Борис Дейнека во время одного из проходов под конвоем из театра в зону, сломал руку: заключенных подгоняла охрана, приходилось бежать, мела метель, Дейнека поскользнулся. А на следующий день – спектакль, на который приглашена московская комиссия. «На загипсованную руку накидывают яркую косынку в тон алому костюму Мефистофеля. С повиснувшей тяжело левой рукой, но жестикулируя правой, Дейнека поёт. За кулисами стоит бледный, взволнованный Мордвинов. А над залом гремят коварные, злобные арии Князя Тьмы. И только несколько человек в зале знали, чего это стоило заключенному Дейнеке».
Несмотря на величайшие трудности военного времени, в октябре 1943 года открылось первое среднее специальное музыкальное учебное заведение в Республике Коми – Музыкальное училище. Это событие имело огромное значение в культурной жизни республики: закладывались основы подготовки кадров для развития музыкальной культуры.
Да, такой театр мог существовать в Заполярье только в условиях ГУЛАГа, направившего в зону вечной мерзлоты и колючей проволоки многих и многих подневольных талантливых людей. Но такой театр был, и он сказал своё слово в многогранной истории не только Главного Управления Лагерей, но и всей отечественной культуры.
Подводя итоги глав, рассказывающих о развитии музыкальной культуры в годы Великой Отечественной, можно отметить, что, несмотря на трудности военного времени, республика жила довольно насыщенной музыкальной жизнью. Концертно-эстрадное бюро и Государственный ансамбль песни и пляски Коми АССР выполняли мобилизующую и пропагандистскую роль среди населения республики. Коми композиторы совместно с представителями русской музыкальной культуры продолжали творческие поиски по пути освоения новых музыкальных форм. Труппы лагерных театров приобщали к музыкальному искусству население промышленных районов республики.
Б. Дейнека в опере «Фауст» (Мефистофель).
Сила духа, сила искусства
Сила духа,
сила искусства

ГЛАВА

После окончания Великой Отечественной войны музыкальная жизнь республики в основном была представлена деятельностью концертно-эстрадного бюро и ансамбля песни и пляски Коми АССР. Культурная жизнь значительно оживилась в период подготовки к 25-летию республики. В это непростое время развитие искусства в стране проходило в обстановке ужесточения идеологического давления на творческую интеллигенцию. При этом театры продолжали играть значительную роль в культурной жизни коми края.
Активную деятельность вели и театры ГУЛАГа. Очередная волна массовых репрессий второй половины 1940-х годов привела к появлению среди лагерных артистов новых талантливых имён.
В феврале 1946 года по личному распоряжению начальника лагеря в Инту пришел специальный этап театральной интеллигенции: оперные певцы, артисты драмы, музыкальной комедии и балета, музыканты, два композитора. Коллектив театра пополнился до 100 человек. Художественным руководителем театра и исполнителем ведущих партий стал выдающийся певец Николай Константинович Печковский, бывший солист ленинградского Кировского театра, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии. Балетную группу возглавила известная киевская балерина Тамара Владимировна Вераксо. Дирижировал интинским оркестром Николай Порфирьевич Клаус – будущий главный дирижер Коми республиканского музыкального театра.
Но расцвет театрального искусства в Интлаге продолжался недолго. Началось ужесточение лагерного режима, и 3 мая 1950 года последовал приказ: «В связи с нерентабельностью работы театра в посёлке Инта и отсутствием средств на дотацию по содержанию театра перевести театр на положение клуба».
В послевоенный период вырос творчески и профессионально Воркутинский лагерный театр. Свой первый послевоенный сезон он открыл постановкой оперетты «Марица» И. Кальмана в прекрасном реконструированном здании, которое ничем не напоминало прежний клуб.
Первое послевоенное десятилетие было довольно тяжёлым для театрального искусства республики. Театры находились не только в репертуарном кризисе из-за различных идеологических постановлений, но и в финансовом. Прекратили деятельность колхозно-совхозные театры сёл Объячево и Усть-Кулом. Закрылся Сыктывкарский кукольный театр. В связи с реорганизацией в системе ГУЛАГа были ликвидированы и лагерные музыкально-драматические театры. Это весьма обеднило культурную жизнь промышленных районов республики.
Его труппа пополнилась новыми заключёнными – известными актерами Московского мюзик-холла В. Токарской и Р. Холодовым, солисткой Полтавского музыкального театра Валентиной Мефодьевной Ищенко, литовским тенором И. Индрой, исполнительницей старинных романсов Т. Лещенко-Сухомлиной и другими.
В 1947 году в штате Воркутинского лагерного театра числилось 145 человек. В его репертуаре преобладали в основном оперы и оперетты, идеологических пьес было довольно мало. А в 1953 году, в связи с реорганизацией в системе ГУЛАГа, Воркутинский театр, в отличие от других лагерных театров, действовавших на территории республики, продолжил свою деятельность уже без заключенных артистов и стал носить название «Драматический театр комбината «Воркутауголь» Министерства угольной промышленности». Преемник знаменитого лагерного театра пользовался куда меньшим успехом у зрителей, нежели его музыкально-драматический предшественник. В результате в 1955 году он был ликвидирован.
Послевоенный период
Н. К. Печковский, Н. П. Клаус, Т.В. Вераксо
Здание воркутинского театра после реконструкции
Театры ГУЛАГа вписали ярчайшую страницу в историю театрального искусства республики – Печорский музыкально-драматический театр, театрально-эстрадный коллектив Севжелдорлага, Абезьский музыкально-драматический театр, музыкальный театр Печоржелдорлага, Ухтинский и Интинский лагерные театры… Освободившись из заключения, многие репрессированные артисты внесли значительный вклад в развитие театрального искусства коми края. Среди них: организатор и ведущий солист Республиканского музыкального театра, народный артист Коми АССР Б.С. Дейнека, на протяжении 25 лет ведущая солистка музыкального театра, заслуженная артистка Коми АССР В.М. Ищенко, дирижёр, заслуженный деятель искусств Коми АССР В.М. Каплун-Владимирский, композитор и дирижёр Н.П. Клаус, режиссер Б.И. Мордвинов, музыкант симфонического оркестра, виолончелист Р.Ф. Вечтомов, заслуженный артист Коми АССР В.Н. Михайлов (бывший артист Воркутинского лагерного театра) и многие другие.

биография

Николай Порфирьевич
Дирижёр, концертмейстер, композитор
клаус
Родился в 1906 году в г. Климовичи (Белоруссия). В 1934 году окончил Белорусскую государственную консерваторию. Работал дирижёром театра оперы и балета г. Минска и руководителем музыкального коллектива Белорусского радиокомитета. Был приглашён на работу в Республиканский музыкальный театр управлением по делам искусств Коми АССР из Инты, где он находился в заключении с 1948 по 1956 годы. В 1959 году Н. Клаус был назначен главным дирижёром музыкального театра. Находясь в заключении, Николай Порфирьевич не прекращал заниматься композиторской деятельностью. Им были написаны симфонические произведения: «Эпическая увертюра», «Танец шамана», «Видение Гирея», а также оратория для хора с оркестром «Под северным сиянием» (текст Я. Смелякова). В 1961 году композитором был создан детский балет «Ворса» («Леший»), поставленный балетмейстером Н.А. Генчель с коллективом ансамбля Дворца пионеров и школьников г. Сыктывкара.
Отрывок из книги Галины Ширяевой «О тех, кого помню
и люблю»:


Клаус Николай Порфирьевич – высокий, стройный, интеллигентный, казался нам, молодым, только что пришедшим в театр артистам балета, каким-то недоступным. Мы ничего не знали о его трагическом прошлом. Для нас он был одновременно и Богом, и главным дирижером. От него веяло достоинством и силой несломленного человека. Уже потом, когда стали открывать белые пятна истории, стало интересно узнать о нем как можно больше. А тогда, в 1966 году, мы просто необъяснимо трепетали перед ним. Однажды, на сдаче спектакля «Кармен», которым он дирижировал, а мы, новоиспеченные балеринки, танцевали цыганок, в одной из кульминационных мизансцен мы шепотом переговаривались и похихикивали на сцене. Никогда не забыть того ужаса и стыда, когда неожиданно Николай Порфирьевич останавливает оркестр дирижерской палочкой и медленно и внятно произносит: «Прошу тишины на сцене». И затем вновь продолжает спектакль. Это осталось в памяти на всю жизнь – и стыд, и благоговение перед личностью, и навсегда усвоенное правило поведения на сцене. Сталинские лагеря не только не научили его грубости, но сделали его еще более сдержанным и интеллигентным, в этом проявилась и его высокая культура, которая не позволяла ему даже голоса повысить на музыкантов, если они его огорчали. Все, что он мог себе позволить, это подойти к провинившемуся и сказать с легким акцентом, похожим на прибалтийский: «Милый деточка! Вас попрошу остаться. Нужно поработать». И вместо выговора начинался разговор о музыке, о необходимости знать музыку всего спектакля, знать, кто за кем вступает, далее следовала просьба помогать ему как дирижеру во время спектакля, потому что спектакль – это коллективное действо, а оркестр – это единый коллектив. Он глубоко погружался в музыку во время спектакля и часто делал музыкальные паузы, за это про него говорили: «Клаус – любитель пауз». Он сдержанно радовался успехам солистов и, когда кто-либо брал хорошую ноту или радовал его чистым исполнением, он непременно подходил и говорил: «Деточка, и это не предел. Давайте работать дальше». Сегодня у меня хранятся портрет Николая Порфирьевича работы неизвестного мне художника, его дирижерская палочка, фотографии и публикации о нем в белорусских газетах, а еще ноты его музыкальных произведений, написанные его рукой. Это «Вальс белой ночи» и песня на слова Геннадия Юшкова «Девочка с косичками», к ней приписка: «Посвящается всем мамам и бабушкам, которые когда-то были маленькими. Н. Клаус». Все это богатство я получила от И.А. Чуистовой, солистки балета театра оперы и балета РК, которая не прерывала с ним связи до конца его дней. Сегодня уходят люди, знавшие дирижера Клауса, и все, что можно узнать дополнительно о Николае Порфирьевиче – только из газет. Вот что я узнала из белорусских газет, переданных мне И.А. Чуистовой.
Николай Порфирьевич Клаус, выпускник Белорусской консерватории, стоял у истоков белорусской музыкальной профессиональной культуры 20 века. В 33 года возглавил симфонический оркестр белорусского радиокомитета. Он был талантливейшим дирижером. Критики сравнивали его технику с манерой Евгения Мравинского. Во время Великой Отечественной войны, будучи главным дирижером Минского театра, спасал музыкантов-евреев от гестапо. Благодаря его усилиям, сумел уйти к партизанам контрабасист Дмитрий Журавлев. Он помог также своему другу, композитору Исааку Любана, автору песни «Бывайте здоровы, живите богато». Клауса осудили по доносу по самой страшной статье – «Измена Родине и антисоветская агитация». В обвинении, в частности, было написано, что, «проживая на оккупированной территории по 1944 год, работая дирижером симфонического оркестра, Н. Клаус участвовал в постановках антисоветского содержания». Первоначально его приговорили к расстрелу, затем приговор «смягчили», ограничив меру до 50(!), а потом до 25 лет лагерей.
Восемь лет (до 1956 года) первоклассный музыкант отработал газомерщиком в шахте поселка Инта. Смерть Сталина освободила досрочно. Кошмар сталинского ГУЛАГа Клаус изведал сполна, не раз балансируя между жизнью и смертью. Он вспоминал: «Следственная тюрьма. Всю ночь допросы, а днем спать не давали, глаза как песком засыпаны. Слепота моя, наверное, тогда начиналась. Добивались, чтобы «стучал» на своих коллег. Кидали в «водный карцер», где ни сесть, ни лечь. Решетка в камере была под током…»
Его спасала вера в Бога и музыку, которая была его единственной радостью. Клаус организовал в Инте симфонический оркестр, состав которого обновлялся 5 раз. Лагерные музыканты называли его в шутку «Крепостным». Из водосточной трубы заключенные соорудили для Клауса некий хитроумный агрегат, накатывавший на бумагу нотные линейки. На этой-то самодельной нотной бумаге он и сочинял музыку.
Однажды даже по памяти инструментовал оперу «Наталка-Полтавка». В лагере у него были и собственные сочинения. В них, как в личном дневнике, отразилось пережитое после ареста: боль, унижение, страх, горечь, возмущение несправедливостью. Писал он и романсы, и инструментальные пьесы. Обложками вместо плотного картона служили фанерные крышки от посылочных ящиков, которые ему презентовал Алексей Каплер – несостоявшийся зять Сталина, известный драматург и кинокритик. После освобождения из лагеря Клаус остался в Коми республике. О нем, талантливом музыканте, прослышали в Министерстве культуры республики и пригласили на должность главного дирижера и художественного руководителя. За 8 лет Клаусом – художественным руководителем театра – было поставлено много опер, оперетт, балетов. Театр при нем приобрел репутацию одного из лучших в стране профессиональных коллективов подобного профиля. В Сыктывкаре его помнят до сих пор, по праву считая основателем музыкально-театрального дела в Республике Коми.
В апреле 1967 года Николай Порфирьевич был полностью реабилитирован и уехал в Калугу. С женой он расстался еще до ареста. Клаус всегда был очень красив и импозантен, он, конечно, пользовался успехом у женщин, но он не любил об этом рассказывать. Аристократичный – вылитый граф – Клаус нравился многим, но ни с одной из своих знакомых в Сыктывкаре он не захотел связать свою судьбу. Судьбу свою он нашел в Калуге. Когда он еще был заключенным, то обещал Богу, что если выберется живым из лагеря, женится на той женщине, для которой сможет стать опорой. Зиночка, его избранница, попала в войну под бомбежку. Одну ее ногу раздробило. Когда вытаскивали из-под обломков, вывихнули другую. С тех пор она хромала, о замужестве могла только мечтать. Она и стала его избранницей, с которой он прожил 20 лет до ее смерти.
Через много лет, в начале 1990-х, его личное дело с большой помпой было передано из архива КГБ председателю Союза композиторов Беларуси Игорю Лученку. Благодаря этому факту, о нем узнали и в России, и в родной Беларуси.
Николай Порфирьевич еще в лагере стал слепнуть, и когда понял, что врачи не смогут ничем помочь, стал сознательно готовиться к слепоте. Но и слепой, он продолжал сочинять музыку, всегда был окружен людьми. По-прежнему занимался на дому с самодеятельными певцами, и его маленькая уютная квартирка превращалась в своеобразный музыкальный салон. Благодаря своей феноменальной памяти, проигрывал мелодии из опер и оперетт, классических балетов, сопровождая свою игру рассказами о композиторах, об особенностях их творчества. Клаус стоически переносил свою немощь.
Он был музыкантом от Бога, оставившим нам десятки своих сочинений. Его последнее произведение, которое он сочинил уже будучи незрячим, - космическая феерия - стало сенсацией. Слышавшие его утверждают, что Клаус сочинил музыку 21 века.
В судьбе Клауса было столько событий, неожиданных поворотов и ударов, что их с лихвой хватило бы на несколько жизней. Он сумел сохранить себя, выстоять, не сломаться даже тогда, когда, казалось, что жизнь кончена. Его не стало за месяц до его 95-летия, в 2001 году.
Клаус Николай Порфирьевич (1906-2001 гг.), известный дирижер, пианист, композитор.
Автор музыки к первой детской опере по сказке Г.Х. Андерсена «Соловей», которая сделала
его знаменитым.

биография

ИЩЕНКО
Валентина Мефодьевна
Примадонна Республиканского музыкального театра (1958-1983 годы), Заслуженная артистка Коми АССР
Отрывок из книги Галины Ширяевой «О тех, кого помню и люблю»:
Ищенко Валентина Мефодьевна (1918-2014 гг.). Училась в Киевской консерватории. Осуждена по 58 статье за шпионаж. Отбывала срок в Воркутлаге, работая в Воркутинском музыкально-драматическом театре (1947-1955 гг.). После освобождения – солистка концертно-эстрадного бюро, прима Республиканского музыкального театра (1958-1983 гг.). Заслуженная артистка Коми АССР.
Первое знакомство с Валентиной Мефодьевной Ищенко в главной роли в оперетте «Летучая мышь» оставило яркое и неизгладимое впечатление на всю мою жизнь. Я училась тогда в пятом классе. На спектакль меня привела моя подружка и одноклассница, дочка балетмейстера Григория Залмановича Ваховского Люда. Потом с Людой я неоднократно бывала на репетициях и других спектаклях театра, потом стала коллегой Валентины Мефодьевны по сцене, но масштаб ее артистической личности сформировался в моих глазах именно на спектакле «Летучая мышь».
Валентина Мефодьевна была не только талантлива, но и необыкновенно женственна, обаятельна и умна как в роли, так и в жизни. Я уже знала о ее трудной судьбе. Однажды, знакомясь с актерским составом в готовящемся спектакле на доске объявлений в театре, я услышала за спиной злой шепот: «Ну, конечно, чтобы получить главную роль в спектакле нужно посидеть шесть лет в тюрьме». Валентина Мефодьевна никогда не показывала виду, что знает о злопыхателях. Всегда оставалась ровна, доброжелательна и в высшей степени интеллигентна. Это позволяло ей быть выше сплетен, зависти и оставаться безоговорочной примадонной театра в течение многих лет.
Конечно, надежным тылом для нее был ее муж – Эраст Алексеевич Попов, главный режиссер театра. Он полюбил и взял в жены бывшую политзаключенную, и даже смог добиться для нее звания заслуженной артистки Коми АССР – это выходило за рамки возможного в те времена. Однако, каждый раз перед очередными гастролями за пределы республики она должна была получить разрешение на выезд, так как реабилитирована была лишь много лет спустя. Я – юная артистка балета, она – примадонна театра, конечно, никакого тесного общения между нами не было. Дух достоинства, человеческого и артистического, высочайший профессионализм, самозабвенная любовь к театру ставили ее на недосягаемую для нас, артистов балетного цеха, высоту. Все артисты отмечали удивительно нежные, заботливые отношения между супругами – Валентиной Мефодьевной и Эрастом Алексеевичем. Эрик и Валюша – так обращались они друг к другу.
Однажды театр был на гастролях в Керчи. В свободное время, конечно, шли на пляж. Надо сказать, Валентина Мефодьевна до войны чуть не поменяла профессию артистки на спортивную карьеру, была чемпионкой по плаванию в Киеве. В Керчи многие запомнили такую картину: Валентина Мефодьевна надевает резиновую шапочку – и за буйки, а Эраст Алексеевич, не умеющий плавать, стоит по колено в море и тихо зовет: Валя, Валя…
Однажды на юге я познакомилась и подружилась с ленинградской семейной парой, которая пригласила меня погостить у них зимой, а заодно посмотреть спектакли (я готовилась к поступлению в ЛГИТМиК, собиралась стать театральным критиком). В один из дней моего пребывания в Ленинграде подруга Галя, моя тезка, сказала, что прежде, чем мы пойдем по театральным делам, ей нужно зайти к своему больному дяде сделать укол. Дядей оказался профессор ленинградской консерватории Луканин, так мне помнится. Когда я была представлена ему как артистка балета Коми республиканского музыкального театра, он проявил живейший интерес, и первый его вопрос был об Ищенко: «Как там Валентина Мефодьевна? Ах, какая певица! По ней Большой театр плачет!»
Как жаль, что в то время не велись съемки спектаклей, и единственная возможность услышать ее голос есть в записи на радио. Есть она и у меня. Эта уникальная запись появилась благодаря и по настоянию Николая Порфирьевича Клауса, который сам ей аккомпанировал.
С начала 1947 года заключенная Валентина Ищенко в Воркутинском музыкально-драматическом театре выступает на одних подмостках с известным на всю страну московским басом Борисом Дейнекой, бывшим солистом Всесоюзного радиокомитета, первым исполнителем легендарной песни «Широка страна моя родная». Здесь также работают блестящие дирижеры Вигорский и Микошо, ленинградский баритон Т. Рутковский. Вечером - рядом на сцене, а ночью – рядом на нарах – московские звезды В. Токарская и Е. Добржанская, и другие бесправные таланты, которых после спектакля под конвоем уводят за проволоку в кишащие крысами и клопами бараки.
Публика шла в театр «послушать Ищенко». Известие, что «сегодня поет Ищенко» было залогом радостной творческой встречи с искусством. …Валентина Ищенко родилась 23 февраля 1918 года в Киеве. Ей было всего 4 года, когда она осталась полной сиротой. Сколько себя помнила, она всегда пела. И, несмотря на все беды, которые преследовали ее с детских лет, она поступила в музыкальное училище при Киевской консерватории. После 3 курса училища её перевели сразу на 2 курс Консерватории.
В 1955 году она получила разрешение выехать в Сыктывкар, где вместе с Б. Дейнекой стала выступать на концертах и лекциях-концертах, пропагандируя классическую музыку, подготавливая почву для открытия Республиканского музыкального театра. В этом ей помогла замечательная женщина, заместитель министра культуры Коми АССР Серафима Михайловна Попова. Именно ей Республика обязана привлечением лучших деятелей искусства из бывших заключенных к созданию Республиканского музыкально-драматического театра.
... А потом – 58-я страшная статья и шесть лет лагерей. Когда Ищенко, солистку Полтавской оперы, как немецкую шпионку привезли в Воркуту (это было в декабре 1946 года), она и мечтать не могла, что ее ожидает работа в настоящем театре.
В 1952 году Ищенко освободили, но из Воркутинского театра уволили – бывшей преступнице нельзя работать в идеологическом учреждении, каким являлся театр. Последующие два года она работала диспетчером.
В 1958 году театр открылся оперой «Евгений Онегин». Татьяна – В. Ищенко, Гремин – Б. Дейнека, дирижеры В. Каплун-Владимирский и Н. Клаус, все – недавние узники лагерей.
В.М. Ищенко ушла из жизни в 95 лет. Долгих 30 лет на пенсии не отдалили ее от искусства. Она живо интересовалась всем, что происходило в театре, в обществе. Ее не оставляли друзья (я довольно часто видела ее в гостях у балерины И.А. Чуистовой). Пока были силы, она принимала активное участие в общественной жизни – выступала перед творческой молодежью, рассказывая не только и не столько о себе, сколько об искусстве, музыке, ее влиянии на человека, о профессии артиста.
Заслуженная артистка РК, солистка театра Прокопьева Л.П. на похоронах Валентины Мефодьевны на траурном митинге рассказала, что была влюблена в нее еще будучи школьницей: она тогда жила в Воркуте, и ее мама-учительница, приобщая школьников к музыке, регулярно водила учащихся и свою дочку в Воркутинский театр, на сцене которого блистала заключенная артистка Ищенко. В нее девочка Люда влюбилась на всю жизнь. Встреча с талантом определила и ее творческий путь. Позднее судьба свела их на сцене музыкального театра.
Для Валентины Мефодьевны не существовало мелочей при работе над ролью. Заслуженная артистка РК, солистка балета Любовь Сизова рассказывала, как в работе над дуэтом в оперетте, где Валентина Мефодьевна выступала с Леонардом Ильчуковым, они обговаривали каждую мелочь, «каждый пальчик». Именно эта скрупулезность переводила количество нюансов в качество исполняемой роли.
Валентина Мефодьевна осталась в памяти всех, кто ее знал. Осталась навсегда Примадонной, недосягаемой и прекрасной.

ГЛАВА

В 50-е годы в Сыктывкар, отбыв положенные сроки, прибыло немало артистов, бывших узников сталинских северных лагерей. Среди них был и Борис Дейнека. В 1951 году закончился срок его заключения. Выйдя на свободу, Дейнека женился на сотруднице спецчасти «Воркутлага» Екатерине Семеновой, и в июле 1952 года супруги переехали в Сыктывкар. В столице Коми обладателя роскошного баса с удовольствием приняли в Республиканскую филармонию. Кроме того, Борис Дейнека стал солистом концертно-эстрадного бюро. Его работа в основном сводилась к лекциям-концертам и гастролям по сельским районам. Для такого большого артиста этого, конечно, было недостаточно.
Нужна ли опера в Сыктывкаре?
В 1955 году разрешение выехать в Сыктывкар получила Валентина Ищенко. Вместе с Дейнекой они в качестве солистов концертно-эстрадного бюро, разъезжали по разным уголкам республики, пропагандируя классическую музыку. С ними выступала и молодежь – выпускники Московской и Ленинградской консерваторий. Начинающим артистам тоже хотелось большего. Тогда, поговорив с товарищами по сцене, Борис Степанович решил обратиться к начальнику Управления культуры Коми АССР Серафиме Поповой с предложением создать в Сыктывкаре музыкальный театр.
По тем временам это была совершенно безумная затея! Сыктывкар начала 50-х – невзрачный северный городок, население которого – 50 тысяч человек. Большая часть домов деревянная, заасфальтированы только отдельные улицы. Не было канализации, не хватало электричества, в две маленькие бани стояли огромные очереди. Какая опера, какой балет?!
Однако Серафиме Михайловне идея понравилась, и вместе с Дейнекой она отправилась к молодому и амбициозному председателю Совета Министров Коми АССР Зосиме Паневу.
Зосима Васильевич Панев
1914–1994. Государственный и общественный деятель. Стоял у руля республики, занимая с 1950 по 1985 годы посты Председателя Совета Министров Коми АССР, председателя Президиума Верховного Совета Коми АССР, избирался депутатом Верховных Советов СССР трех созывов, РСФСР – четырех созывов.
Зосима Васильевич видел столицу Коми республики совсем другой – промышленным, культурным, научным и университетским центром. Конечно, всё это приходилось делать почти с нуля, но лично он был к этому готов. В случае с музыкальным театром «почти с нуля» означало, что кое-что в городе все же имелось. Например, музыкальное училище, открытое в 1943 году. И все же этого было совершенно недостаточно, чтобы открыть в городе музыкальный театр, содержание которого стоило гораздо больших денег, чем содержание драматического театра. А для исполнения оперных и балетных партий нужны были солисты с высшим образованием.
Дейнека предполагал, что для этого требуется найти талантливых выпускников школ и отправить их на учебу. Однако и это сделать было очень непросто. В большинстве средних школ не преподавалось пение из-за отсутствия учителей. Зосима Панев писал в своих мемуарах: «…Город тогда был беден всеми видами бедности, но особенно учреждениями культуры».
Дейнека и Попова рассказали Зосиме Васильевичу про репрессированных артистов, которые оказались волею судеб в Сыктывкаре, а также пообещали добиться внеконкурсных мест в консерватории для талантливой молодежи. Так им удалось убедить председателя Совета Министров Коми.
Нужна ли опера
в Сыктывкаре?