ГЛАВА
Глобальное расширение репертуарной палитры, охват всё большего числа зрителей, выход на международную арену, номинации на Государственные награды – всё это в 1992 году позволило театру получить более высокий статус Государственного театра оперы и балета Республики Коми.
Театральный сезон 1985 года театр начал с новым балетмейстером Борисом Мягковым. В этом же году Мягковым был поставлен комический балет «Слуга двух господ» на музыку М. Чулаки. А чуть позже – замечательный балет Р. Щедрина «Конек – Горбунок». Во время творческого отчета Коми республиканского музыкального театра в Москве «Конек – Горбунок» был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской. Партии исполняли В. Летова, В. Кирьянов, Р. Чарыева и С. Сватов.
Благодаря Б. Мягкову, балетная труппа пополнилась выпускниками Московского хореографического училища.
В конце 1980-х годов балет музыкального театра впервые был представлен за рубежом. В 1989 году артисты балета М. Динор и Р. Ваулин в рамках Недели «РСФСР в ФРГ» в программе «Звезды русского балета» успешно выступили с концертными номерами: «Бахиана», 7-ой вальс Шопена, адажио из балета «Спартак».
Значимое место в репертуаре театра в 1980-е годы занимала русская и зарубежная классика — оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Чио-Чио-Сан» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, балеты «Жизель» А. Адана, «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, оперетты «Марица», «Баядера» и «Сильва» И. Кальмана, «Цыганский барон» и «Летучая мышь» И. Штрауса, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Жюстина Фавар» и «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха. Также в театре шли детские спектакли. А в 1982 году состоялась премьера народного музыкального представления «Деревенька моя» П. Чисталёва.
Главные партии в операх и опереттах исполняли солисты театра — Э. Шмеркович, Ю. Главацкий, Л. Ильчуков, Ю. Фомин, В. Плахотная, Г. Кузнецовская, Д. Басыров, М. Быстрова и другие.
С 1983 года и по сей день в театре служит Г. Муралёв, ныне народный артист Республики Коми, лауреат премии Правительства РК, лауреат Республиканского театрального конкурса имени С. Ермолина. За особые заслуги в развитии музыкального искусства в 2015 году артисту было присвоено звание «Заслуженный артист России». Геннадий Юрьевич исполняет яркие роли в опереттах, характерные в операх, незабываемые в сказках. Всего им сыграно более восьмидесяти ролей, каждая из которых имеет свой неповторимый образ и характер.
Труднее задачи – выше статус
В апреле 1985 года начался новый этап в общественно-политической жизни, который повлёк за собой также и переустройство сферы культуры и искусства. Важным событием в театральной жизни страны стал очередной съезд Всесоюзного театрального общества, состоявшийся в октябре 1986 года. Тогда и было принято решение прекратить деятельность ВТО (Всероссийское театральное общество) и создать на его основе творческий Союз работников театра.
В 1986 году был создан Союз театральных деятелей Коми, председателем которого была избрана народная артистка СССР, лауреат Государственных премий Республики Коми Г. Сидорова. С 1987 года театральным коллективам было предоставлено право самостоятельно решать вопросы репертуара, состава труппы, оплаты труда и планирования.
Так, в период «перестройки» общественно-политической жизни театры освободились от идеологического прессинга и жёсткого администрирования творческого процесса. Однако при этом произошло существенное снижение дотаций со стороны государства.
Если на начальном этапе перестройки посещаемость театров была довольно высокая, то в 1990-е годы, с ухудшением материально-финансового положения, снизилось общее число спектаклей и зрителей, и сократилось число новых постановок.
Несмотря на ухудшение финансового положения учреждений искусств, музыкальная жизнь республики стала более разнообразной. Это было связано с проблемой выживания в новых условиях хозяйствования.
Музыкальный театр Республики Коми, в штате которого в 1990-м году числилось 149 человек (солисты-вокалисты – 29 человек, артисты балета – 42 человека, хор – 33 человека, оркестр – 45 человек), в целях привлечения зрителей вынужден был осваивать новые формы работы. При этом доля классических опер и балетов была довольно высока.
В 1990-м году художественным руководителем и главным режиссером театра стала Ия Петровна Бобракова, взявшая курс на увеличение оперного репертуара и поставившая в период с 1991 по 1999 год ряд крупнейших оперных произведений. Среди них: «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Травиата», «Отелло» и «Риголетто» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе и другие.
Продолжалась и обширная гастрольная деятельность театра. Труппа объездила огромное количество городов, как в самой республике, так и за ее пределами. Это, не считая множество выездов на предприятия Сыктывкара, в учебные заведения, интернаты, детские дома, пионерские лагеря.
Значительные успехи развития искусства в масштабе региона за годы становления и развития театра не смогли не остаться незамеченными. В 1992-м году театр был отнесён к I-ой группе музыкальных театров, получив более высокий статус: вместо музыкального он стал Государственным театром оперы и балета Республики Коми.