с чего все начиналось...
От народной песни к симфонии и опере
Предвоенные годы
Театры за колючей проволокой
В годы Великой Отечественной
«Театры доброй неволи»
Театр за полярным кругом
Сила духа, сила искусства
Послевоенный период
Нужна ли опера в Сыктывкаре?
Вопреки запретам
Открытие Республиканского музыкального театра
Первый творческий состав
Труппа
театра 60-хх
Театр как самостоятельная единица
Формирование национального репертуара
Легендарный «Яг-Морт»
70-80-ее:
УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
70-80-ее:
CЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ
Труднее задачи – выше статус
Рождение «Сыктывкарса тулыс»
Звёзды
«Сыктывкарса тулыс»
«Зарни Джыджьяс»
Новогодний Лайт-фестиваль
Творческий состав и репертуар 90-х
Международные проекты нулевых
Основные события нулевых
Хроника
2010-2015 годов
Новый виток
Усиление творческого состава
Премьеры последних лет
Расширение жанровых границ фестиваля
100-летие Коми
Из прошлого – в настоящее
Современный театр в лицах
заключение
ГЛАВЫ
биографии
Дейнека
БОРИС СТЕПАНОВИЧ
Каплун-Владимирский
Владимир Михайлович
Клаус
НИКОЛАЙ ПОРФИРЬЕВИЧ
Бобракова
ИЯ ПЕТРОВНА
Ищенко
ВАЛЕНТИНА МЕФОДЬЕВНА
Ваховский
ГРИГОРИЙ ЗАЛМАНОВИЧ
Бордзиловская
ЛЮДМИЛА АРКАДЬЕВНА
Попов
ЭРАСТ АЛЕКСЕЕВИЧ
Перепелица
ЯКОВ СЕРГЕЕВИЧ
Игнатов
ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
Поиск
Поиск

ГЛАВА

Подъём в общественной жизни и потепление духовного климата в связи с политической «оттепелью» весьма способствовали развитию театральной среды. Однако с рубежа 1950-1960-хх годов в стране началось постепенное сокращение расходов на содержание театральных коллективов. В связи с этим в театрах Республики Коми происходили организационные преобразования.
Театр как самостоятельная единица
В июне 1959 года в целях экономии фонда зарплаты произошло организационное объединение драматического и музыкального театров в Республиканский музыкально-драматический театр. При этом сохранилась полная творческая самостоятельность каждого театра.
В ноябре 1960-го года Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР за достигнутые успехи в области советского театрального искусства Республиканский музыкально-драматический театр был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР.
Лишь в начале 1968 года объединённый театр был официально разделён на два самостоятельных – Республиканский драматический театр и Республиканский музыкальный театр Коми АССР. Хотя по факту обе труппы - и драматическая, и музыкальная, - уже много лет работали независимо друг от друга.
Афиша оперы Р. Леонковалло «Паяцы» в то время, когда театр носил статус Республиканского музыкально-драматического театра.
Театр как
самостоятельная единица

ГЛАВА

Открытие музыкального театра являлось свидетельством больших возможностей деятелей театрального искусства и композиторов Республики Коми. И, конечно, способствовало формированию национального музыкального репертуара. В конце декабря 1960-го года на сцене театра состоялась премьера национальной оперы «Гроза над Усть-Куломом».
Это была не первая попытка создать оперу с национальным сюжетом. Первой коми оперой считается «Усть-Куломское восстание», автор музыки – профессор Московской консерватории Александр Воронцов. Её премьера была запланирована на август 1941 года – к 20-летию Коми автономии, но война отменила юбилейные торжества, поэтому впервые зрители смогли услышать оперу только в конце марта 1942 года.
Второй попыткой создания оперы с национальным сюжетом стала «Гроза над Усть-Куломом» композитора Георгия Дехтярова. Главные партии исполнили солисты Республиканского музыкально-драматического театра С. Марков (Гаврила Попов), А. Крылова (Агафья), И. Бобракова (Дарья).
В основу сюжета положены реальные исторические события, происходившие в селе Усть-Кулом в 1841-1843 годах. Попытка сельских начальников, растративших собранные податные суммы, взыскать деньги вторично вызвала огромное негодование крестьян. Люди отказались выполнять повинности, поднялось восстание, получившее название «Усть-Куломского». Дмитрий Балин и Гаврила Попов – главные действующие лица оперы. Они возглавляют борьбу крестьян, указывают им путь «всем миром подняться» на своих врагов-угнетателей, чтобы «правду святую найти».
Коллектив театра вложил в оперу огромный труд. В этом заслуга композитора Г. Дехтярова, постановщика И. Орловского, дирижера В. Шестопалова, балетмейстера Г. Ваховского, художников А. Евдокимова и Г. Батукова. Текст либретто был написан С. Ермолиным, Б. Семячковым, В. Тарантовым.
Артисты играли с большим подъёмом. Борис Дейнека прекрасно воплотился в образе Мамонтова.
Опера – национальная по своему содержанию – была исполнена на русском языке. Премьера прошла с большим успехом
Автор оперы Георгий Николаевич Дехтяров до приезда в республику руководил Государственным оркестром Украины, работал художественным руководителем Государственного ансамбля песни и пляски Мордовской АССР. В ноябре 1953 года был направлен в Сыктывкар на должность художественного руководителя концертно-эстрадного бюро и руководителя ансамбля песни и пляски Коми АССР.
Рисунки режиссёра оперы «Гроза над Усть-Куломом» Э. Попова.
Формирование
национального репертуара
Опера Г. Дехтярёва «Гроза над Усть-Куломом». В роли Мамонтова – Борис Дейнека.

ГЛАВА

В августе 1961 года, в дни 40-летия Коми АССР, состоялась премьера первого национального балета «Яг-Морт» («Лесной человек») Я. С. Перепелицы. Постановка стала крупнейшим музыкальным событием в республике.
С незапамятных времён у народа коми бытуют сказания о Яг-Морте, лесном чудовище и колдуне, несущем людям горе и страдания. Предания о Лесном Человеке появились в глубокой древности, когда народы Севера ещё исповедовали язычество. Не раз они привлекали поэтов и будоражили их воображение. В XIX веке Иван Куратов написал поэму «Яг-Морт». Почти через 100 лет к легенде обратился один из первых советских поэтов коми Михаил Лебедев. А чуть позже эта устрашающая и сказочная история легла в основу первого коми балета.
Музыку к балету написал композитор Яков Перепелица. Это был человек, который прекрасно знал коми язык и коми народную песню. Яков Сергеевич долгое время работал баянистом-концертмейстером в Государственном ансамбле песни и танца Коми АССР. Вместе с ансамблем он побывал с концертами во многих деревнях и сёлах республики. Аккомпанируя певцам и танцорам, он использовал интонации и ритмы местного фольклора.
Задолго до постановки балета Перепелица стал писать песни. Начиная с 1950 года, он сочинил более ста песен на тексты коми и русских поэтов. Мелодический дар Перепелицы помноженный на полученный опыт обеспечил невероятный успех балета! Большую помощь Якову Сергеевичу в написании музыки оказал главный дирижёр театра Николай Клаус. «Мы с «Яг-Мортом» всегда будем помнить Вас», – позже писал ему Перепелица, благодаря за помощь.
Балет был создан на основе коми музыкального фольклора, национальных обрядов и танцев. Мелодии получились очень самобытные, танцевальные. Музыка – оптимистическая и жизнерадостная. Либретто написал артист ансамбля песни и танца Коми АССР Геннадий Тренев. Он взял за основу текст древней легенды о Яг-Морте, а также поэмы Ивана Куратова и Михаила Лебедева. При этом авторы заимствовали некоторых персонажей из других народных сказаний. Например, ввели в действие Ёму (Бабу Ягу коми сказок), влюбленную в Яг-Морта. Появились лешие, водяные, лесные звери...
Автором декораций и костюмов к первому, премьерному «Яг-Морту» стал талантливый художник Василий Игнатов. Уроженец села Зеленец Усть-Сысольского уезда, он очень любил коми фольклор и отлично в нём разбирался. До прихода в театр Василий Игнатов работал на студииях «Союзмультфильм» и «Диафильм». Был художником-постановщиком знаменитых советских мультфильмов.
Сыктывкарскому музыкальному театру на тот момент исполнилось 3 года. В труппе числилось 16 артистов балета. Первые исполнители вспоминают, что «Яг-Морт» ставился в спартанских условиях – репетировали в деревянном доме (бывший купеческий особняк), в большом зале над магазином, на дощатом полу. Сегодня в этом здании располагается Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака. У многих танцоров даже не было подходящей обуви.
Балет ставили кусками, по мере написания композитором партитуры. Но с невероятным энтузиазмом и рвением! Чтобы усилить малочисленную труппу, в балете задействовали всех: артистов оперы, хора, танцовщиков из национального ансамбля, драматических актёров. Балет был очень разнородный: маленькие и неуклюжие, худенькие и высокие, большие и толстые… Балетмейстер-постановщик Григорий Ваховский нашёл роль для каждого артиста с нестандартной комплекцией. Они стали чудищами, пежгагами, лешими, водяными... И хорошо, что они были такие разные!
Легендарный «Яг-Морт»
Премьера балета «Яг-Морт» состоялась 18 августа 1961 года. Главные партии исполнили В. Шестаков (Яг-Морт), О. Коханчук (Райда), И. Есаулов (Туган), И. Бочковская (Ёма). Невероятный успех спектакля надолго определил его дальнейшую судьбу. Артисты вспоминают, что танцевали трижды в день – в 12:00, 14:00 и 19:00 – так много было желающих посмотреть балет!
Так, совместными усилиями композитора Я. Перепелицы, художника В. Игнатова, постановщиков спектакля – балетмейстера Г. Ваховского и режиссера И. Орловского; дирижёров Н. Клауса, В. Шестопалова и всего коллектива театра был поставлен спектакль, который на Всероссийском смотре спектаклей в 1961 году получил Диплом I степени!
В 1962 году балет прошёл на сцене Кремлёвского Дворца и транслировался по Центральному телевидению. «Яг-Морт» успешно гастролировал в Ленинграде, Архангельске, Кирове, Ижевске и других городах. Ленинградской студией грамзаписи, в исполнении симфонического оркестра Карельского телевидения и радио, была записана сюита, составленная из наиболее ярких номеров балета. Сведения о постановке балета «Яг-Морт» включены в энциклопедию «Балет».
С момента первой постановки прошло более 60 лет и «Яг-Морт» пережил немало редакций, но никогда не сходил со своей родной сцены, став программным спектаклем, гордостью и визитной карточкой региона.

биография

Перепелица
Яков Сергеевич
Коми композитор
Член Союза композиторов СССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств Коми АССР, лауреат Государственной премии Коми АССР. Родился в 1927 году в селе Весёлое Харьковской области. Работал баянистом-концертмейстером в Государственном ансамбле песни и танца Коми АССР. В 1957 – 1979 гг. – преподавал в Сыктывкарском музыкальном училище. С 1979 г. – председатель Союза композиторов Коми АССР. Автор первого Коми национального балета «Яг-Морт» (1961 г.), музыкальной комедии «Песни к звёздам» (1963 г.), оперы “На Илыче» (1971 г.), балета «Домна Каликова» (1987 г.), реквиема «Памяти сыктывкарцев» (1981 г.) и других произведений.
Яков Сергеевич Перепелица ушел из жизни 7 июля 1990 года. Похоронен в г. Сыктывкаре.

биография

игнатов
Василий Георгиевич
График, художник театра, мультипликатор, иллюстратор. Народный художник Республики Коми. Член Союза художников СССР с 1958 года. Автор декораций и костюмов к балету «Яг-Морт».
Родился в 1922 году в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Коми автономной области. Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, затем на художественном факультете ВГИКа. В 1956–58 гг. работал на студии «Союзмультфильм». Был художником-постановщиком фильмов, ставших классикой отечественных мультипликаций: «Гадкий утенок», «Петушок – золотой гребешок», «Украденный месяц», частично – «Маугли». Работал на студии «Диафильм». В 1960–70-е гг. исполнял эскизы декораций и костюмов к спектаклям республиканских театров.
Его художественные работы украсили национальную оперу «Домна Каликова» Б. Архимандритова (1967), оперу Я. Перепелицы «На Илыче» (1971), драму М. Калинина «Печорская быль» (1970) и другие спектакли Республиканских музыкального и драматического театров Коми АССР. Иллюстрировал книги для Коми книжного и других издательств. В течение тридцати лет (с 1960-х гг.) работал над станковыми графическими циклами по теме коми легенд и сказаний. Художником были выполнены эскизы к монументальным росписям интерьеров общественных зданий города Сыктывкара: «Старый Усть-Сысольск» (гостиница «Сыктывкар») и «Туган и Райда» (Коми республиканская филармония).
Василий Игнатов ушёл из жизни в 1998 году. Его творческое наследие хранится в Национальной галерее Республики Коми.

ГЛАВА

1 января 1968 года музыкальный состав бывшего музыкально-драматического театра официально выделился в самостоятельный театр. 1969-й тоже стал для него знаковым: в январе труппа переехала в новое, специально построенное здание со зрительным залом на 766 мест.
Хотя по факту обе труппы – музыкальная и драматическая – всё это время работали самостоятельно и независимо друг от друга, официальная реорганизация пошла им на пользу. В 1968-м году коллектив музыкального театра пополнил целый ряд выпускников Ленинградской, Горьковской, Саратовской консерваторий и Пермского хореографического училища. Среди них: Н. Яковлева, С. Саяпин, Л. Попова, Ж. Козанцева, Л. Николаева, А. Курбатов и другие артисты.
В это время ведущие солисты В. Ищенко, А. Оплеснина, Э. Шмеркович, В. Азовцев, Ю. Главацкий, М. Козлов, М. Киргизова, а также солисты балета О. Коханчук, И. Чуистова, И. Кочетков приносили театру огромный успех, зарекомендовав себя опытными мастерами сцены. Значительно улучшилась и материально-техническая база театра.
Торжественное открытие нового театрального здания состоялось 6 февраля 1969 года премьерой балета «Лебединое озеро» П. Чайковского (постановка Л. Бордзиловской). Здание на 766 мест на улице Коммунистической было построено по проекту архитектора из Москвы А. Д. Турчанинова. Наверняка многие помнят металлическую чеканку солнца над центральным входом — это работа скульптора В. А. Рохина «Солнце, открывающее занавес». Перед зданием расположена Театральная площадь (до 2006 года — площадь Ломоносова). Позднее, в 1977 году в центре площади установят памятник основоположнику коми литературы, поэту Ивану Куратову (скульптор В. Н. Мамченко и архитектор В. З. Эдельгаус).
Реорганизация и новое здание стали стимулом для дальнейшего творческого роста. Активизировалась деятельность местных композиторов и драматургов, для которых театр стал своеобразной творческой лабораторией. В последующие годы на сцене театра были поставлены крупные национальные произведения: оперы Б. Архимандритова «Домна Каликова», Я. Перепелицы «На Илыче» и «Парма шорын», оперетты П. Чисталева «Деревенька моя» и Я. Перепелицы «Ни пуха, ни пера», легенда-мюзикл М. Герцмана «Ожерелье Сюдбея», балеты «Войпель» и «Снежная Королева», а также балет Я. Перепелицы «Домна Каликова».
С целью подготовки кадров для музыкального театра в 1964-1966 годах работали хореографическая и вокально-хоровая студии. Балетной студией руководила профессиональный хореограф, педагог Н. А. Генчель. В 1965 году в Республиканском училище искусств было открыто хореографическое отделение, заведующим которого был назначен Г. Н. Бурилов. Однако проблема кадров по-прежнему оставалась неразрешённой. Поэтому в 1969 году под руководством балетмейстера Л.А. Бордзиловской вновь была организована трехгодичная хореографическая студия в составе 20 человек. Для этого правительство республики выделило дополнительные средства. Программа студии строилась в соответствии с дисциплинами хореографических училищ и включала в себя классический, дуэтный и народно-сценический танцы.
В 1972 году в труппу театра была зачислена прекрасное сопрано Л. Попова. В дальнейшем ею были исполнены все главные партии оперного и опереточного репертуара: Татьяна («Евгений Онегин»), Земфира («Алеко»), Наташа («Русалка»), Марфа («Царская невеста») и другие. До 1987 года Лариса Ивановна работала ведущей солисткой, затем занялась преподавательской деятельностью.
В 1972 году балетную труппу театра пополнили выпускники студии, талантливые танцоры Е. Чайка (Рассоленко), ранее танцевавшая в народном ансамбле Воркуты и И. Рассоленко (в дальнейшем преподаватели Сыктывкарской детской хореографической школы), а также другие замечательные артисты балета.
Своеобразным смотром творческих коллективов явилась Декада профессионального искусства, посвящённая 50-летию Советской власти. В ней принял участие и музыкальный театр Коми АССР. Лучшие спектакли – оперетты «Девушка с голубыми глазами», «Севастопольский вальс» (постановка Э. Попова), опера «Домна Каликова» (режиссёр И. Бобракова) – были выдвинуты на Всероссийский смотр спектаклей, посвященный юбилею Октября.
успехи и достижения
На проходившем в 1970 году Республиканском фестивале искусств опера Б. Хренникова «В бурю» в постановке И. Бобраковой (дирижёр В. Проскуров, хормейстер Ю. Скворцов) была выдвинута на Всероссийский конкурс спектаклей. Там она была удостоена Диплома I степени. Главные партии в спектакле исполняли ведущие солисты театра: Э. Шмеркович, В. Азовцев, Л. Фомина.
Будучи квалифицированным режиссёром, И.П. Бобракова в период с середины 1960-х по 1970-е годы поставила несколько опер: «Русалку» А. Даргомыжского, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе, «Иоланту» П. Чайковского, «Домну Каликову» Б. Архимандритова и «На Илыче» Я. Перепелицы. Большинство постановок получили высокую оценку на смотрах театров, фестивалях и конкурсах профессионального искусства Коми АССР и РСФСР.
Итак, время шло и раскрывало новые горизонты, к которым стремился коллектив молодого театра. В 1970 году Совет Министров Коми АССР обратился в Правительство РСФСР с ходатайством о переводе Республиканского музыкального театра в группу театров оперы и балета. Это мотивировалось тем, что если в первое время в репертуаре театра преобладали спектакли лёгкого жанра, то в последние годы наряду с опереттой большое место занимали опера и балет.

ГЛАВА

Следующее десятилетие тоже было отмечено серьёзными творческими достижениями. В начале 70- х гг. в Республиканском музыкальном театре увеличился штат оркестра. Продолжала расширяться репертуарная палитра, росло количество зрителей и номинаций на Государственные награды, театру выделялись дополнительные дотации.
Музыкальная жизнь региона в 1970-х была сфокусирована на проведении агитационно-пропагандистских акций, посвященных юбилейным датам страны и республики. Конечно, в них принимал активное участие и Республиканский музыкальный театр. С 1 по 7 декабря 1972 года в Коми проходил фестиваль спектаклей, посвященный 50-летию СССР. Лучшими были признаны балет «Яг-Морт» Я. Перепелицы в новой сценической редакции Л. Бордзиловской и опера Вельо Тормиса «Лебединый полёт» (режиссер Э. Попов). Постановки были выдвинуты на Всесоюзный фестиваль спектаклей. А «Лебединый полёт» – награждён Дипломом III степени. Все это являлось огромным творческим достижением театра.
Весной 1971 года в связи с 50-летием Коми АССР в Москве прошёл показ достижений литературы и искусства республики. В концертном зале им. Чайковского, во Всесоюзном Доме композиторов состоялись творческие отчёты музыкальных коллективов. Секретариат Союза композиторов посвятил одно из своих заседаний обсуждению творчества композиторов коми. «Отрадно видеть, – сказал секретарь Союза С. Баласанян, – что республика, в которой нет композиторской организации, смогла показать в Москве концерт в двух отделениях, имеет в своём национальном репертуаре балет и две оперы».
Стоит отметить, что в 70-х в республике началось интенсивное обучение музыке, возросло количество детских музыкальных школ. В эти годы были созданы условия для открытий учебных заведений нового типа – школ искусств, где обучение музыке занимало приоритетное положение. В 1977 году на базе Сыктывкарского музыкального училища в целях подготовки творческих кадров для учреждений республики было создано Республиканское училище искусств, из стен которого в дальнейшем вышли известнейшие музыканты и исполнители.
В 1970-е годы большую популярность получила кампания шефства театра над производством и учебными заведениями. Для примера: в 1979 году коллективом музыкального театра было дано 53 шефских концерта на предприятиях, в совхозах, воинских частях и учебных заведениях республики. Артисты и композиторы проводили большую просветительскую работу среди школьников и учащейся молодёжи. При участии композитора М. Герцмана и хора под управлением В. Буслаева проводились лекции-концерты. В 22 городских и 30 сельских школах и ГПТУ были созданы «Уголки театра». Организовывались творческие встречи школьников с актёрами, а также экскурсии по театру.
В 1975 году балетную труппу театра возглавил Леонид Николаевич Флегматов. В 1976 году он поставил балет А. Адана «Корсар» (дирижер – Л.З. Гельруд, художник – И. В. Баженов) и одноактные балеты «Вальпургиева ночь» и «Гаянэ» (художник – И. Гриневич, дирижер – Л. Гельруд). В 1977 году на сцену Республиканского музыкального театра был перенесен балет «Шопениана» (приглашенный балетмейстер Д. М. Алиева).
В 1977 году Л. Флегматов осуществил постановку балета «Яг-Морт». Это была третья редакция знаменитого произведения Я. Перепелицы. Балет получил новое сценическое оформление. Спектакль отличался красочностью, действенностью, динамичностью. Постановка Леонида Флегматова была постоянной в репертуаре до середины 1990-х годов. В 1981 году «Яг-Морт» был отмечен в отечественной энциклопедии «Балет», изданной в Москве.
cемимильными шагами
Двадцатилетие открытия театра в 1978 году ознаменовалось показом красочного балета на музыку А. Журбина «Красная птица».
Оперная труппа театра пополнялась прекрасными голосами. В 1979 году в Сыктывкар переехала лирико-драматическое сопрано М. Быстрова, ныне народная артистка Республики Коми, заслуженная артистка России. Вместе с ней приехал её муж, дирижёр О. Бренц. Первой ролью певицы в оперетте стала Валентина в «Веселой вдове», в опере – Виолетта Валери в «Травиате». Майя Васильевна по сей день служит в театре, её репертуар насчитывает более 200 партий.
Весной 1981 года в театре была начата работа над постановкой балета-оратории «Домна Каликова» (музыка Я. Перепелицы, балетмейстер Л. Флегматов). В этом же году театр проявил недюжинную смелость, взявшись за постановку балетного спектакля по шекспировской трагедии «Макбет» на музыку К. Молчанова. Главные роли исполнили В. Летова и В. Кирьянов. Еще одной сложной философской работой Флегматова стал «Собор Парижской Богоматери» по произведению В. Гюго, поставленный в 1982 году на музыку Ц.Пуни, Р.Глиера, С.Василенко.
А в 1983 году появился оригинальный балет «Барышня и хулиган» (в постановочную группу вошли О. Коханчук, В. Летова и В. Кирьянов).
В 1984 году с целью приобщения молодежи к театрально-музыкальному искусству под девизом «Молодые – молодым» проходила неделя «Музыка для детей». Она совпала с заключительным этапом смотра творческой молодежи, проведение которого стало в театре традицией. Первое место было присуждено солистам театра В. Плахотной и Н. Путилину, и солисту балета И. Токмакову. Важным событием в жизни театра в том же году стало успешное выступление балетной труппы и солиста театра Н. Путилина в Москве на Всероссийском смотре «Молодой балет России» и «Молодые голоса».

ГЛАВА

Глобальное расширение репертуарной палитры, охват всё большего числа зрителей, выход на международную арену, номинации на Государственные награды – всё это в 1992 году позволило театру получить более высокий статус Государственного театра оперы и балета Республики Коми.
Театральный сезон 1985 года театр начал с новым балетмейстером Борисом Мягковым. В этом же году Мягковым был поставлен комический балет «Слуга двух господ» на музыку М. Чулаки. А чуть позже – замечательный балет Р. Щедрина «Конек ­– Горбунок». Во время творческого отчета Коми республиканского музыкального театра в Москве «Конек – Горбунок» был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской. Партии исполняли В. Летова, В. Кирьянов, Р. Чарыева и С. Сватов.
Благодаря Б. Мягкову, балетная труппа пополнилась выпускниками Московского хореографического училища.
В конце 1980-х годов балет музыкального театра впервые был представлен за рубежом. В 1989 году артисты балета М. Динор и Р. Ваулин в рамках Недели «РСФСР в ФРГ» в программе «Звезды русского балета» успешно выступили с концертными номерами: «Бахиана», 7-ой вальс Шопена, адажио из балета «Спартак».
Значимое место в репертуаре театра в 1980-е годы занимала русская и зарубежная классика — оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Чио-Чио-Сан» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, балеты «Жизель» А. Адана, «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, оперетты «Марица», «Баядера» и «Сильва» И. Кальмана, «Цыганский барон» и «Летучая мышь» И. Штрауса, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Жюстина Фавар» и «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха. Также в театре шли детские спектакли. А в 1982 году состоялась премьера народного музыкального представления «Деревенька моя» П. Чисталёва.
Главные партии в операх и опереттах исполняли солисты театра — Э. Шмеркович, Ю. Главацкий, Л. Ильчуков, Ю. Фомин, В. Плахотная, Г. Кузнецовская, Д. Басыров, М. Быстрова и другие.
С 1983 года и по сей день в театре служит Г. Муралёв, ныне народный артист Республики Коми, лауреат премии Правительства РК, лауреат Республиканского театрального конкурса имени С. Ермолина. За особые заслуги в развитии музыкального искусства в 2015 году артисту было присвоено звание «Заслуженный артист России». Геннадий Юрьевич исполняет яркие роли в опереттах, характерные в операх, незабываемые в сказках. Всего им сыграно более восьмидесяти ролей, каждая из которых имеет свой неповторимый образ и характер.
Труднее задачи – выше статус
В апреле 1985 года начался новый этап в общественно-политической жизни, который повлёк за собой также и переустройство сферы культуры и искусства. Важным событием в театральной жизни страны стал очередной съезд Всесоюзного театрального общества, состоявшийся в октябре 1986 года. Тогда и было принято решение прекратить деятельность ВТО (Всероссийское театральное общество) и создать на его основе творческий Союз работников театра.
В 1986 году был создан Союз театральных деятелей Коми, председателем которого была избрана народная артистка СССР, лауреат Государственных премий Республики Коми Г. Сидорова. С 1987 года театральным коллективам было предоставлено право самостоятельно решать вопросы репертуара, состава труппы, оплаты труда и планирования.
Так, в период «перестройки» общественно-политической жизни театры освободились от идеологического прессинга и жёсткого администрирования творческого процесса. Однако при этом произошло существенное снижение дотаций со стороны государства.
Если на начальном этапе перестройки посещаемость театров была довольно высокая, то в 1990-е годы, с ухудшением материально-финансового положения, снизилось общее число спектаклей и зрителей, и сократилось число новых постановок.
Несмотря на ухудшение финансового положения учреждений искусств, музыкальная жизнь республики стала более разнообразной. Это было связано с проблемой выживания в новых условиях хозяйствования.
Музыкальный театр Республики Коми, в штате которого в 1990-м году числилось 149 человек (солисты-вокалисты – 29 человек, артисты балета – 42 человека, хор – 33 человека, оркестр – 45 человек), в целях привлечения зрителей вынужден был осваивать новые формы работы. При этом доля классических опер и балетов была довольно высока.
В 1990-м году художественным руководителем и главным режиссером театра стала Ия Петровна Бобракова, взявшая курс на увеличение оперного репертуара и поставившая в период с 1991 по 1999 год ряд крупнейших оперных произведений. Среди них: «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Травиата», «Отелло» и «Риголетто» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе и другие.
Продолжалась и обширная гастрольная деятельность театра. Труппа объездила огромное количество городов, как в самой республике, так и за ее пределами. Это, не считая множество выездов на предприятия Сыктывкара, в учебные заведения, интернаты, детские дома, пионерские лагеря.
Значительные успехи развития искусства в масштабе региона за годы становления и развития театра не смогли не остаться незамеченными. В 1992-м году театр был отнесён к I-ой группе музыкальных театров, получив более высокий статус: вместо музыкального он стал Государственным театром оперы и балета Республики Коми.
Труднее задачи –
выше статус