с чего все начиналось...
От народной песни к симфонии и опере
Предвоенные годы
Театры за колючей проволокой
В годы Великой Отечественной
«Театры доброй неволи»
Театр за полярным кругом
Сила духа, сила искусства
Послевоенный период
Нужна ли опера в Сыктывкаре?
Вопреки запретам
Открытие Республиканского музыкального театра
Первый творческий состав
Труппа
театра 60-хх
Театр как самостоятельная единица
Формирование национального репертуара
Легендарный «Яг-Морт»
70-80-ее:
УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
70-80-ее:
CЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ
Труднее задачи – выше статус
Рождение «Сыктывкарса тулыс»
Звёзды
«Сыктывкарса тулыс»
«Зарни Джыджьяс»
Новогодний Лайт-фестиваль
Творческий состав и репертуар 90-х
Международные проекты нулевых
Основные события нулевых
Хроника
2010-2015 годов
Новый виток
Усиление творческого состава
Премьеры последних лет
Расширение жанровых границ фестиваля
100-летие Коми
Из прошлого – в настоящее
Современный театр в лицах
заключение
ГЛАВЫ
биографии
Дейнека
БОРИС СТЕПАНОВИЧ
Каплун-Владимирский
Владимир Михайлович
Клаус
НИКОЛАЙ ПОРФИРЬЕВИЧ
Бобракова
ИЯ ПЕТРОВНА
Ищенко
ВАЛЕНТИНА МЕФОДЬЕВНА
Ваховский
ГРИГОРИЙ ЗАЛМАНОВИЧ
Бордзиловская
ЛЮДМИЛА АРКАДЬЕВНА
Попов
ЭРАСТ АЛЕКСЕЕВИЧ
Перепелица
ЯКОВ СЕРГЕЕВИЧ
Игнатов
ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
Поиск
Поиск

ГЛАВА

В 2015 году в театре произошли серьёзные кадровые перестановки. По окончании юбилейного, 25-го по счёту, фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс», закончился контракт В. Судаковой, которая руководила театром 19 лет.
В октябре 2015-го директором театра по итогам открытого конкурса стал Дмитрий Николаевич Степанов.
Новый виток
Такая открытая и демократичная форма отбора кандидатов на должность руководителя крупного государственного учреждения культуры в нашей республике применялась впервые. Конкурсная процедура была сложной и продолжительной. Изначально о своём намерении поучаствовать в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя театра оперы и балета заявили более 70 специалистов. Кандидат, одержавший победу, уже успел зарекомендовать себя хорошим управленцем и организатором в сфере культуры и искусства.
С приходом нового руководителя театр продолжил активно гастролировать. Поездки планировались не только по всей республике и России, но и за рубежом.
Зимой 2016 года оперная труппа сыктывкарского театра оперы и балета привезла в Англию оперу Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан» в новой аранжировке на языке оригинала. Артисты показали 30 спектаклей в разных городах Великобритании.
Осенью 2016-го года оперная труппа гастролировала в Великобритании и Шотландии с операми Ж. Бизе «Кармен» и Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан».
В 2018 году, во время гастролей по России, в социальных сетях и СМИ по отношению к театру оперы и балета Коми прижился слоган – «театр-открытие». Это выражение шлейфом летело за успешными выступлениями сыктывкарских артистов в Москве, Ярославле, Йошкар-Оле, Ижевске, Нижнем Новгороде…
В это же время значительно повысилось профессиональное качество и художественное оформление премьерных постановок.
Еще одним прекрасным достижением театра стало пополнение труппы выпускниками различных российских консерваторий. Теперь, кроме опытных солистов, на подмостках сцены заблистали молодые и талантливые артисты, для которых сыктывкарский театр стал не только прекрасной стартовой площадкой, но и местом серьёзного творческого восхождения. В коллектив влились новые музыканты и артисты балета.

ГЛАВА

В декабре 2015 года на должность главного режиссёра был приглашён режиссёр Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженный деятель искусств России Илья Семёнович Можайский.
«Режиссёр, зацикленный на качестве», как он сам себя назвал в одном из интервью, за 7 лет работы в сыктывкарском театре уже успел осуществить множество блистательных аншлаговых постановок.
Усиление
В 2018 году руководство театра пригласило к сотрудничеству молодого режиссёра – выпускницу ГИТИСа Юлиану Буланенкову, которая за один сезон поставила два премьерных спектакля – мюзикл-вестерн для детей В. Баскина «Братец Кролик и Братец Лис» и оперу Г. Доницетти «Дон Паскуале». Это плодотворное сотрудничество послужило наглядным примером профессионального развития молодого специалиста в сыктывкарском театре.
С 2013 по 2019 годы главным дирижёром театра работал выпускник Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского А. Максутов, внёсший большой вклад в обновление репертуара театра. В сентябре 2019 года его сменил Роман Игоревич Денисов.
В 2018 году ушла из жизни главный хормейстер театра (заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Коми АССР, лауреат Государственной премии Коми) Наталья Петровна Масанова, отдавшая родному театру более 35 лет (с 1982 по 2018 гг). В этом же году на должность главного хормейстера была назначена Ольга Егоровна Рочева — профессионал высочайшего уровня, заслуженный работник РК, лауреат Премии Правительства РК в области культуры, председатель Регионального отделения Всероссийского хорового общества.
В начале сезона 2016 года к обязанностям главного балетмейстера приступила Н. Терентьева. Вместе с ней в театр пришли новые артисты, почти на треть обновился весь балетный состав. Завершив за месяц более 60 вводов, Н. Терентьева вывезла труппу на гастроли в Киров. За полтора с небольшим года работы в сыктывкарском театре балетмейстер успела поставить два сложнейших спектакля: «Дон Кихот» и «Баядерку» Л. Минкуса.
В 2018 году Н. Терентьеву сменила заслуженная артистка России, прима-балерина Государственного академического Большого театра России М. Рыжкина. В начале работы под её руководством было чуть более тридцати человек. Почти все – выпускники хореографического отделения Гимназии искусств при главе Республики Коми. По инициативе М. Рыжкиной в регионе выступали звёзды балета и музыканты из крупнейших театров – Большого, Мариинского, Михайловского, Немировича-Данченко, Кремлевский балет и другие. На мастер-классах артисты из Коми познакомились с мэтрами В. Васильевым и М. Лавровским.
К юбилею легенды российского балета, примы Большого театра Е. Максимовой балетная труппа сыктывкарского театра представила премьеру спектакля «Привал кавалерии». В театре возобновили балет «Вальпургиева ночь» (в редакции М. Лавровского), перенесли на сцену спектакль «Вариации на тему рококо» (хореография М. Рыжкиной), где сложнейшую партию виолончели исполнил солист оркестра Большого театра А. Котляревский.
В марте 2019 года в Москве на сцене Концертного зала им. Чайковского артисты балетной труппы впервые приняли участие в проекте Московского камерного оркестра Musica Viva. На заключительном концерте юбилейного абонемента к 40-летию Musica Viva была представлена премьера оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика» (режиссёр и хореограф постановки - М Рыжкина). В соответствии с традициями французской оперы в постановку было включено большое количество балетных номеров. Артисты театра оперы и балета Республики Коми танцевали практически на протяжении всего спектакля, представ в образах фурий, теней и духов тёмного мира.
После этого вместе с оркестром Musica Viva под руководством А. Рудина постановку перенесли на сыктывкарскую сцену, где подключился хор театра. Вокалистам пришлось осваивать элементы хореографического амплуа. Совместно с артистами хора были созданы новые, тепло принятые зрителями работы, например, адажио на музыку С. Барбера с хореографией М. Рыжкиной и «Бурлаки» на народную музыку в обработке А. Александрова с хореографией М. Мартиросяна.
Под руководством М. Рыжкиной в театре была поставлена «Золушка» на музыку С. Прокофьева со сложнейшей партитурой для музыкантов и артистов балета. Также, при её участии, в Коми впервые увидели хореографию Джорджа Баланчина - Concerto barocco.
В это время среди артистов балета блистали Р. Миронов, Н. Супрун, Р. Бикмухаметов, Т. Бикмухаметова, Д. Мухамедов, В. Яковлева, Р. Бушенев, Ю. Дудина, А. Полищук, Е. Игнатова, Н. Семичева, А. Дудин.
Летом 2020 года, несмотря на пандемию, солисты балетной труппы А. Лебедик и Р. Бикмухаметов под руководством М. Рыжкиной участвовали в съемках крупнейшего телевизионного проекта телеканала «Культура» «Большой балет», в кратчайшие сроки подготовив шесть новых программ.
В сезоне 2020-2021 главным балетмейстером Театра оперы и балета Республики Коми стал замечательный хореограф, блистательный танцовщик мирового уровня, заслуженный артист России, уроженец Сыктывкара Андрей Николаевич Меркурьев.
Уже в ноябре 2020 года в рамках Фестиваля балетного искусства финно-угорских государств и регионов России «Зарни джыджъяс» (Золотые ласточки), на сцене Театра оперы и балета Республики Коми был представлен вечер авторской хореографии А. Меркурьева «Признание».
Проект главного балетмейстера театра был поставлен для фестиваля в кратчайшие сроки (за две недели) и стал настоящим прорывом. Его работы покорили сыктывкарского зрителя искренностью, выразительностью и чувственностью.
Усиление творческого состава
творческого состава

ГЛАВА

Очевидно, что интерес зрительской аудитории к театру растёт с каждым годом. Об этом говорят позитивные отзывы наших зрителей в социальных сетях и многочисленные публикации в СМИ. И это неудивительно, ведь труппа театра находится в постоянном поиске новых творческих идей. На сегодняшний день каждый премьерный спектакль пользуется неизменным успехом. И прежде всего постановки главного режиссёра И. Можайского.
Опера Дж. Пуччини «Тоска» (режиссёр-постановщик – И. Можайский, дирижёр-постановщик – А. Максутов, сценограф – Ю. Самодуров), поставленная в мае 2016 года, стала номинантом I Национальной оперной премии «Онегин», Лауреатом Республиканского театрального конкурса имени С. Ермолина в номинациях «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» и «Дебют». Кроме того, «Тоска» с успехом была представлена на III фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку» (г. Москва) в 2018 году.
Премьеры последних лет
Опера Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана», премьера которой состоялась в апреле 2018 года (режиссёр-постановщик – И. Можайский, дирижёр-постановщик – А. Максутов, сценограф – Ю. Самодуров), была отмечена высоким званием Лауреата III Российской национальной оперной премии «Онегин». В номинации «Состав» награждена группа артистов театра – исполнителей главных партий Б. Калашников, А. Петров, Е. Лодыгина, Г. Петрова и Е. Аюшеева (Москва). Отдельно жюри премии выделило работу А. Морараш в номинации «Дебют».
Спектакль стал участником IV Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» (Москва), где «Сказки Гофмана» с успехом были показаны на сцене Московского театра Новая опера им. Е. В. Колобова и получили восторженные отклики зрителей и критиков! Благодаря прекрасно представленной опере наш театр стал одним из самых ярких событий фестиваля и настоящим открытием для московской публики. Творческая группа спектакля отмечена званием Лауреата Премии Правительства Республики Коми в области культуры. «Сказки Гофмана» вошли в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска», солистка театра – исполнительница партии куклы Олимпии А. Морараш одержала победу в IX Республиканском театральном конкурсе им. С. Ермолина в номинации «Лучшая женская роль».
В ноябре 2020 года на V Всероссийском фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» на сцене Московского театра Новая опера им. Е. В. Колобова наш театр представил ещё две яркие премьерные постановки И. Можайского: искромётную оперу Г. Доницетти «Любовный напиток» (дирижёр-постановщик – Р. Денисов) и зрелищную, динамичную оперетту И. Кальмана «Принцесса цирка» (дирижёр-постановщик – А. Максутов). Оба спектакля вызвали неподдельный восторг московских зрителей.
На сцене театра заблистали и балетные премьеры. Это сказочно красивая «Баядерка» Л. Минкуса, поставленная в 2017 году (балетмейстер-постановщик – Н. Терентьева, дирижёр-постановщик – А. Максутов). Балет заворожил зрителей великолепными танцами, обилием ярких декораций и костюмов (сценография – Ю. Самодуров, художник по костюмам – Н. Кравченко).
Огромным успехом у публики пользуется и балет композитора М. Герцмана «Подари мне детство» (премьера 2018 года). Хореограф-постановщик – Н. Мадан (Москва), либретто – Б. Лагода, дирижёр-постановщик – А. Максутов. Спектакль был удостоен звания Лауреата IX Республиканского театрального конкурса имени Степана Ермолина в номинации «Лучший спектакль по произведению автора Республики Коми».
В балете С. Прокофева «Золушка» (2019 г., балетмейстер-постановщик – М. Рыжкина, дирижёр-постановщик – Р. Денисов, художественное оформление – Ю. Самодуров), постановочная группа строго следовала за авторским замыслом. Для этого пришлось обратиться к первоисточнику – авторскому либретто Н. Волкова, рукописям и письмам о балете композитора С. Прокофьева. Неоценимую помощь в этом вопросе оказала профессор кафедры музыкологии Тель-Авивского университета Нелли Кравиц. Балет «Золушка» стал классикой в современном прочтении, трактуясь при этом индивидуально, интересно и ярко.
В ноябре 2021 года состоялась долгожданная премьера 64-го сезона мистической оперы П. Чайковского «Пиковая дама» (режиссёр-постановщик И. Можайский, дирижёр -постановщик Р. Денисов, сценография М. Смолко). Спектакль завершился 10-минутными овациями восторженной публики! Приятно, что новая постановка вызвала большой интерес и у молодёжной аудитории. Более трети билетов аншлаговых залов были приобретены по Пушкинской карте.
Массу восторженных откликов получила премьера оперетты «Фиалка Монмартра» (режиссёр-постановщик И. Можайский, дирижёр-постановщик Р. Денисов, сценография Ю. Самодурова), открывшая XXXI Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (апрель 2021 года). «Фиалка» стала одним из самых прекрасных цветков в оранжерее свежих постановок нашего театра – яркий, светлый, оптимистичный спектакль, в котором объединились и чувственная мелодрама, и веселые комедийные сцены.
В декабре 2021 года зрителю была представлена обновлённая оперетта И. Штрауса «Цыганский барон». Режиссёр восстановленного спектакля – Н. Глебов, дирижер – Р. Денисов, художник – Ю. Самодуров. Новая версия спектакля приобрела большую сложность и глубину, сохранив при этом свою живость, весёлость и красочность. Прекрасным предновогодним подарком для маленьких любителей театра в этом же сезоне стала музыкальная сказка «Бременские музыканты» (режиссёр-постановщик Б. Лагода). А в июне 2021 года состоялась премьера доброй детской сказки «Большое сердце маленького Хрю» (режиссёр-постановщик Д. Рассыхаев).

ГЛАВА

Обновился и формат фестивалей оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс». Их главным отличием стало жанровое многообразие, и как следствие, расширение и активизация зрительской аудитории. Теперь театр приглашает своего зрителя к непосредственному участию, общению и взаимодействию.
В последние годы в программе «Сыктывкарса Тулыс» есть не только опера и балет (хотя, конечно, именно они традиционно составляют основу фестиваля), но и симфонические, и камерные концерты, и оперетта. В рамках «Сыктывкарской весны» проходят фотовыставки, творческие встречи с артистами, мастер-классы вокального и балетного искусства, круглые столы с участием экспертов федерального и международного уровня. Реализуются совместные проекты с юношеской и детской библиотеками, с национальным музеем Республики Коми. И как показал опыт последних лет, прикоснуться к различным театрально-музыкальным жанрам за короткий промежуток времени – в течение двух-трёх фестивальных недель – интересно как артистам, так и зрителям.
Гостями Международного фестиваля «Сыктывкарса Тулыс» за последние несколько лет становились: Московский камерный оркестр «Musica Viva», театр «Балет Москва», солисты Метрополитен-опера (Нью-Йорк), «Санкт-Петербург Опера», музыкального театра «Зазеркалье» (Санкт-Петербург), артисты Большого, Мариинского, Михайловского, им. Станиславского и Немировича-Данченко, Уфимского, Воронежского и других театров, молодые вокалисты Международной Академии Музыки Елены Образцовой и Центра оперного пения имени Галины Вишневской, а также гости из Португалии, Швейцарии, Франции, Австрии.
Расширение жанровых
границ фестиваля

ГЛАВА

Столетие коми
Да и сам легендарный персонаж преобразился до неузнаваемости. Герой древних преданий коми народа из злобного главаря лесной нечисти, убивающий людей и уничтожающий их жилища, превратился в могущественного и великодушного хозяина северных лесов, яростного защитника пармы и всего зеленого царства.
Чтобы вдохнуть в постановку новую жизнь, отвечающую реалиям XXI века, необходимо было модернизировать либретто. Балетный критик Е. Ширяева полностью переработала оригинал Г. Тренева. Автор сконцентрировала внимание на глобальной проблеме современной цивилизации – защите природы и экологии. Поэтому изменились и характеры ключевых персонажей.
Невероятную красоту, масштаб и современный вид постановке придало использование актуальных современных технологий, которыми на сегодняшний день располагает театр: новые свето-технические достижения, трёхмерные меняющиеся видеопроекции, дополняющие реальность спецэффекты и фантастическая сценография.
В честь 100-летия республики театр оперы и балета привез в Москву и Санкт-Петербург плеяду своих лучших постановок и исполнителей. В мае и июне 2021-го года коллектив представил сразу девять спектаклей – больше, чем все остальные артисты региона.
В мае в Москве на сцене Московского театра Новая опера им. Е. В. Колобова были с успехом показаны опера «Сказки Гофмана», оперетта «Принцесса цирка», балет «Яг-Морт», а также премьерная постановка «Видеть музыку, слышать танец» — вечер-дивертисмент главного балетмейстера А. Меркурьева. Этот красивейший спектакль соединил в себе оперное и балетное искусство — танец, музыку и вокал. Его самые яркие номера, также как и фрагменты нового балета «Яг-Морт», были представлены на сценах Большого театра в Москве и Михайловского театра в Санкт-Петербурге
Тогда же, в мае, состоялся концерт солистов оперы нашего театра «Шедевры русского классического романса» в Московском концертном зале имени И. Архиповой. А на Новой сцене Большого театра России - Гала-концерт мастеров искусств, посвященный 100-летию образования Республики Коми с участием артистов нашего театра.
Пять разножанровых спектаклей (опера «Сказки Гофмана», оперетта «Принцесса цирка», балеты «Яг-Морт», «Щелкунчик» и «Жизель») прошли на сцене Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии в июне 2021 года. После чего на сцене Михайловского театра состоялся грандиозный гала-концерт мастеров искусств, в том числе, с участием артистов театра оперы и балета Коми.
В августе в честь знаменательного юбилея республики театр на своей площадке представил новую праздничную концертную программу солистов оперной труппы, подготовленную совместно с артистами оркестра, хора и балета театра. В ней приняли участие: солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, лауреат международных конкурсов П. Шамаева (Москва), солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Е. Завальный, финалист Международного музыкального фестиваля и конкурса OPERA BELLA, лауреат международного конкурса К. Манукян (Екатеринбург).
В 2021 году Республике Коми исполнилось 100 лет. Одним из самых грандиозных проектов, подготовленных театром к вековому юбилею коми края, стала новая широкомасштабная, современная постановка балета «Яг-Морт». Хореограф-постановщик – А. Рюнтю (Москва), дирижёр-постановщик – Р. Денисов, художник-постановщик – Ю. Самодуров, автор новой редакции либретто – Е. Ширяева. Премьера новой, уже пятой по счёту редакции «национального достояния», прошла с оглушительным успехом. Свободных мест в зале не было, билеты раскупили мгновенно. И сейчас, спустя некоторое время, «Яг-Морт» продолжает собирать аншлаги.
В сентябре 2021-го года театр стал участником нового проекта Московского камерного оркестра «Musica viva» (художественный руководитель и главный дирижёр А. Рудин) – фестиваля «Русская музыка на русском Севере», приуроченного к 100-летию Республики Коми.
С момента первой премьеры балета прошло более 60 лет. Менять старое и создавать что-то новое – всегда волнительно и очень рискованно. Трансформировать великое произведение, покуситься на «достояние республики», изменить традиционным представлениям, вдохнуть новую жизнь и иной смысл в коми эпос – было очень смелым решением! Но, судя по восторженному приему публики, положительным отзывам профессионалов и взыскательных критиков, а также невероятным аншлагам не только в Сыктывкаре, но и в Москве, и в Петербурге, – создателям пятой версии балета «Яг-Морт» удалось удивить и вдохновить своего зрителя.
Премьера состоялась в рамках XXXI Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» 17-го и 18-го апреля 2021 года. Театр представил на суд зрителя абсолютно новое современное прочтение знаменитого произведения. В нём изменилась не только основная концепция, но и сценография, и хореография. Благодаря серьёзной исследовательской работе с авторскими рукописями «Яг-Морта», была восстановлена большая часть музыкального материала.

ГЛАВА

Подходит к завершению наша содержательная хроника исторических дат и фактов, рассказывающих о становлении и развитии Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми. И в заключение повествования мы вспомним, чем ознаменовались минувшие 64-й и 65-й театральные сезоны.
Сезон 2021-2022 запомнился не только юбилейными мероприятиями, проводимыми в честь столетия Коми, но и высокими наградами!
В 2021 году оркестр театра оперы и балета Республики Коми был удостоен звания Лауреата премии Правительства Республики Коми в области Культуры.
По итогам VIII Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени В. Курочкина, солистка нашего театра К. Шабалина стала лауреатом III степени в номинации «Мюзикл», а солист театра А. Ковалёв получил звание дипломанта в номинации «Оперетта». Кроме того, К. Шабалина была удостоена стипендии Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства в 2022 году. Гран-при конкурса «Поющий север» получил артист нашего театра А. Исаков.
В сезоне 2021-2022 театр обрёл новых друзей и деловых партнёров. Мы получили бесценный опыт творческого сотрудничества с великолепными артистами, маститыми дирижёрами, талантливыми хореографами, замечательными режиссёрами, выдающимися театральными и концертными коллективами. Около 30 звёздных гостей – дирижёров, музыкантов, оперных артистов и солистов балета – приехали в апреле в Сыктывкар на ХХХII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. И. П. Бобраковой. Кроме впечатляющего «творческого десанта», 32-я «Сыктывкарская весна» запомнилась чередой блестящих и любимых зрителями постановок. Кстати, фестивальный спектакль – опера П. Чайковского «Пиковая дама» – транслировался на портале «Культура.РФ» в рамках национального проекта «Культура». Театру удалось достойно представить одно из величайших произведений мирового оперного искусства.
В 2021 году на должность дирижёра был приглашён Никон Родюков.
До официального вступления в должность маэстро уже успел поработать над постановкой оперетты «Фиалка Монмартра», а также продирижировать опереттой «Принцесса цирка» на июньских гастролях театра в Санкт-Петербурге.
Весной 2022 года наш театр запустил новый проект – выпуск аудиопрограммок ко всем спектаклям, входящим в репертуар театра. Аудиопрограммки озвучивают солисты, дирижёры, режиссёры и даже композитор. В каждом подкасте – краткое содержание спектакля, история создания произведения и множество интересных фактов из жизни авторов той или иной оперы, оперетты, балета, мюзикла или сказки. Кроме того, зрителям стали доступны программки в режиме онлайн. Запуская это новшество, мы ставили перед собой просветительские цели: теперь каждый может ознакомиться с либретто, постановочной группой спектакля и исполнителями со своего телефона. Это помогает зрителям глубже понимать спектакль. При этом бумажные программки сохранились. Теперь это яркие красочные буклеты – настоящий подарок для ценителей театра.
Из прошлого –
в настоящее
В 64-м театральном сезоне мы отметили сразу несколько солидных дат. Бенефис, посвящённый 25-летию творческой деятельности ведущей солистки балета, заслуженной артистки России, народной артистки Коми, лауреата премии правительства Коми Н. Супрун, бенефис заслуженного артиста РК А. Журавлева в честь 30-летия его творческой деятельности в Коми и бенефис в честь 70-летия заслуженного артиста России, народного артиста РК Г. Муралёва. Творческим вечером «С любовью к опере» отметила свой юбилей солистка театра Г. Петрова.
Наш коллектив продолжает вести активную гастрольную деятельность. Театр представил свои спектакли и концертные программы на крупнейших сценических площадках Москвы и Чебоксар. В марте и апреле в рамках Северного гастрольного тура состоялись праздничные концерты «Весеннее настроение» в Сосногорске, Микуни, Ухте, Вуктыле, Кожве, Печоре. В мае с опереттой «Севастопольский вальс» наши артисты побывали в Емве, Койгородке и Усть-Куломе.
Не менее впечатляющими стали и итоги 65-го юбилейного сезона!
А 19 июня 2023 года на заседании совета по культуре и искусству при главе Коми было принято решение о присвоение Государственному театру оперы и балета Коми нового статуса! Постановлением Правительства Республики Коми № 387 от 11 августа 2023 года театр был удостоен звания “Академический”.

ГЛАВА

На сегодняшний день творческими процессами в театре руководят высококлассные специалисты. Которые задают определенный уровень, помогают, обучают и, конечно же, требуют результата. Наши артисты постоянно повышают свою квалификацию.
Вокалисты ездят на конкурсы и мастер-классы, для работы с балетом театр приглашает великолепных педагогов-репетиторов, оркестр работает с разными дирижёрами, а некоторые проекты пополняются столичными музыкантами. Благодаря премьерам, гастролям и фестивалям появляется возможность интересного и плодотворного творческого взаимодействия.
В цехах художественно-постановочной части театра работают поистине уникальные люди, которые, не считаясь со временем, возможностями и силами, делают просто фантастические вещи.
Рассказывая об оркестре, можно высвечивать в сфокусированном свете рампы буквально каждого музыканта! Оркестр – это удивительный, сложный и многогранный организм, в котором от настроя и технической пластики каждого зависит то, как зритель будет принимать спектакль, будет ли сопереживать тому, что видит и слышит.
Хор театра - это неповторимый ансамбль замечательных певцов и актёров, отвечающий высоким критериям академического исполнительства (чистота звучания, тембровое богатство, слаженность ансамбля, стилистическая точность).
Коллектив театра – большой, многообразный и сложный организм. Наряду с руководящим, творческим и художественно-постановочным составом он включает в себя еще множество вспомогательных служб: зрительский комплекс, отдел кадров, бухгалтерию, театральную кассу, хозяйственно-технический персонал и пожарно-сторожевую охрану. Каждая из этих служб заслуживает отдельного рассказа. Ведь без любой из них невозможна полноценная работа театрального производства. На нашем основном сайте komiopera.ru и на страницах наших соцсетей вы можете подробнее узнать о производственных цехах и творческом составе труппы театра. Благодаря неуёмной энергии, высочайшему профессионализму и отточенному чувству высокой эстетики каждого из них рождаются и живут на сцене удивительные по своей красоте и выразительности спектакли.
Многие работники театра удостоены высоких правительственных наград и званий Российской Федерации, а также наград, званий и премий Республики Коми.
Современный театр в лицах

заключение

Государственным академическим театром оперы и балета Коми, объездившим с гастролями всю Россию и республику, была проведена и большая работа по международному сотрудничеству. Труппа театра представляла свои спектакли в Великобритании, Германии, Финляндии, Испании, Португалии, Турции, Швейцарии. Постановки театра – участники международных, всероссийских, региональных фестивалей «Видеть музыку», «Эстетика Танца», «Оперные сезоны», «Балетные сезоны», Международного балетного фестиваля (Чувашия) и других.
Лучшие премьерные и репертуарные спектакли театра заслуженно отмечены российскими наградами (Национальная оперная премия «Онегин», лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска»), званиями лауреата премии Правительства Республики Коми и Республиканского театрального конкурса имени Степана Ермолина.
В театре работают ведущие мастера сцены – артисты, музыканты, режиссёры, балетмейстеры, дирижёры, имена которых известны не только в Республике Коми и в России, но и за рубежом.
Проводя просветительскую деятельность, театр уделяет особое внимание работе с молодежью. При театре работает детская студия классического балета под руководством Н. Супрун, которая занимается обучением и воспитанием юных талантов. За небольшой период времени воспитанники студии стали победителями и призёрами хореографических конкурсов различного уровня.
Среди реализуемых проектов — ежегодные концертные программы «Таланты ХХI века», позволяющие юным дарованиям Республики Коми выступить с симфоническим оркестром театра, просветительский проект об истории театра «Помнить, нельзя забыть», концерты симфонического оркестра театра с Большим детским хором, концерты с учащимися Гимназии искусств, посвящённые творчеству великих деятелей культуры и искусства; проект для учащихся Детской музыкально-хоровой школы «Знакомство с симфоническим оркестром театра». В необычном формате (синтез музыки, художественного слова и живописи) был запущен новый проект «Сказки с оркестром» с участием известного музыканта, педагога, критика, радио- и тележурналиста Артёма Варгафтика.
Неотъемлемой деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертных программ. На сцене театра выступали музыканты и коллективы с мировым именем, среди них: Денис Мацуев, Никита Борисоглебский, Александр Гиндин, Алена Баева, Николай Саченко, Владимир Овчинников, Дмитрий Маслеев, Никита Мдоянц, Айлен Притчин; Юрий Башмет и его коллектив «Солисты Москвы», трио BEL SUONO (Кирилл Гущин, Антон Мосенков и Никита Хабин), солисты арт-проекта «Тенора XXI века» (художественный руководитель Дмитрий Сибирцев), оркестры Musica Viva, Cameristi della Scala, I Music di Roma и другие.
Сегодня в планах театра новые постановки, проекты, фестивали, гастроли. Театр оперы и балета Республики Коми – это большой творческий коллектив с высокой музыкальной и художественной культурой, идущий в ногу со временем, отвечающий запросам современного зрителя.
У театра хорошие традиции. И это заслуга многих поколений актёров, режиссёров, композиторов, музыкантов, зрителей, всех тех, для кого театр стал второй жизнью. И мы верим, что еще много лет будет открываться наш благородный театральный занавес, раскрывая таинства Его Величества Искусства, радуя истинных ценителей прекрасного!
Сейчас, перелистывая страницы необыкновенно богатой истории Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми, мы лишь подводим промежуточные итоги. Наш театр смело устремляет взор к еще непокоренным вершинам и открывает свою новую страницу…
Автор текста:    Анна Ашихмина
Для написания книги задействованы источники:
1) Козлова Д.Т. История театральной и музыкальной культуры Республики Коми. ХХ век. — Сыктывкар: Издательство «Эском», 2007.

2) Маркова Е. В. Воркутинские заметки каторжанки «Е-105», — Сыктывкар, 2005. — (Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий «Покаяние»; прил. № 3).

3) Книга «Заполярная драма… », А. С. Клейн, А. А. Попов.

4) Газета «Красное знамя». Статья от 17.08.13 «Знаменитый певец Борис Дейнека стоял у истоков оперного искусства в Республике Коми», автор статьи А. Попов.

5) Статьи и материалы о Театре оперы и балета Республики Коми Ашихминой А.А.

6) Республика Коми. Энциклопедия. Том 3.

7) Журнал «Балет», выпуск № 3 за 2021 год, Катя Роман, статья «Дух леса нового века».

8) Журнал «Регион» за 12.03.21, Оксана Фомина, интервью «Ольга Коханчук: «Я свою партию помню до сих пор».

9) Кожевин Ю. Театр невольников // Печора молодости нашей. — Печора, 1999. — С. 16; Печора молодости нашей. — Печора, 2009. — С. 24-25.

10) Козлова Д. Т. Театры ГУЛАГа и их роль в развитии театрального дела в Коми Республике // Социально-культурные и этнодемографические вопросы истории коми.- Сыктывкар, 1997. — с. 103-115.

11) Информационный портал «Культурная карта Республики Коми» (cultmap.nbrkomi.ru).

12) Статья «За неё заступился Никита Хрущёв», газета «Красное знамя», 8 ноября, 2014 г.

13) Газета «Республика», статья А. Артеева «Филаткина свадьба» в купеческом доме», 21.02.2019.

14) Сайт Академического театра драмы им. В. Савина komidrama.ru

15) Сайт rdtkomi.ru (ГБУ РК Республиканский дом творчества), статья «ХХ век в истории музыкальной культуры Коми: от народной песни к симфонии и балета» от 17.03.15.

16) Журнал «Человек. Культура. Образование». 1 (19). 2016 г. Статья Н. А. Жуковой «Диалог культур: к проблеме становления и развития профессионального музыкального творчества в Республике Коми».

17) Официальный сайт «Литературно-театрального музея имени Н. М. Дьяконова»
muzei-nmd.ru, статья от 11.11.21 «И жизнь, и к музыке любовь…».

18) Сайт gmig.bm.digital (Музей истории ГУЛАГА) , «Из шахты на сцену. Лагерный театр в Воркуте». История Воркутинского музыкально-драматического театра. Из воспоминаний Елены Марковой.

19) Газета «Республика», статья «Прощай, „Сыктывдырка“!» от 07.09.2016., автор Г. Алин.

20) Газета «Трибуна», статья «Популярный певец, исполнитель неофициального гимна СССР угодил в один из лагерей республики Коми», 02.05.2019, автор И. Бобраков.

21) Газета «Трибуна», статья И. Бобракова «Закулисная история. Музыкальный театр в столице Коми появился без разрешения Москвы» от 18.12.2020.

22) Статья «Екатерина Орлова — артистка из Гама» от 18.03.2020, газета Усть-Вымского района «Вперёд», автор статьи — М. Мингалева, заведующая Гамским филиалом музея.

23) «Из истории балетной труппы Государственного театра оперы и балета Республики Коми», методическое пособие для студентов по предмету «История искусств» от 28.12.11, составитель Ротарь Т. В. 

Фотографии:  архив Государственного театра оперы и балета Республики Коми, Национальный архив Республики Коми, Национальный музей Республики Коми, архив Воркутинского музея, личный архив О. Коханчук, А. Ашихминой, В. Ищенко, О. Белых, Н. Ентина.