с чего все начиналось...
От народной песни к симфонии и опере
Предвоенные годы
Театры за колючей проволокой
В годы Великой Отечественной
«Театры доброй неволи»
Театр за полярным кругом
Сила духа, сила искусства
Послевоенный период
Нужна ли опера в Сыктывкаре?
Вопреки запретам
Открытие Республиканского музыкального театра
Первый творческий состав
Труппа
театра 60-хх
Театр как самостоятельная единица
Формирование национального репертуара
Легендарный «Яг-Морт»
70-80-ее:
УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
70-80-ее:
CЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ
Труднее задачи – выше статус
Рождение «Сыктывкарса тулыс»
Звёзды
«Сыктывкарса тулыс»
«Зарни Джыджьяс»
Новогодний Лайт-фестиваль
Творческий состав и репертуар 90-х
Международные проекты нулевых
Основные события нулевых
Хроника
2010-2015 годов
Новый виток
Усиление творческого состава
Премьеры последних лет
Расширение жанровых границ фестиваля
100-летие Коми
Из прошлого – в настоящее
Современный театр в лицах
заключение
ГЛАВЫ
биографии
Дейнека
БОРИС СТЕПАНОВИЧ
Каплун-Владимирский
Владимир Михайлович
Клаус
НИКОЛАЙ ПОРФИРЬЕВИЧ
Бобракова
ИЯ ПЕТРОВНА
Ищенко
ВАЛЕНТИНА МЕФОДЬЕВНА
Ваховский
ГРИГОРИЙ ЗАЛМАНОВИЧ
Бордзиловская
ЛЮДМИЛА АРКАДЬЕВНА
Попов
ЭРАСТ АЛЕКСЕЕВИЧ
Перепелица
ЯКОВ СЕРГЕЕВИЧ
Игнатов
ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
Поиск
Поиск

ГЛАВА

Новые времена заставили театр по-новому взглянуть на свои взаимоотношения с публикой. Падение интереса к высокому искусству, наблюдаемое повсеместно в 90-х годах, не обошло и наш театр.
С одной стороны, поток легковесного, а то и попросту низкопробного «творчества», завоевавшего эфир, стал отсекать аудиторию (в особенности, молодую) от опер и балетов. С другой стороны, потеря дотационной государственной поддержки (по крайней мере, в прежних объёмах) привела театр к необходимости бороться за своё существование. А это означало, что пришло время завоёвывать публику снова.
Когда вслед за сравнительно благополучными годами существования театра началась перестройка, и зритель, в силу многих причин, стал явно охладевать к опере с её высокими страстями, театр столкнулся с серьёзной проблемой: как остановить этот отток, как вернуть, как снова заинтересовать слушателя? Как сделать сам факт посещения оперного театра заманчивым, привлекательным и престижным? Решение было найдено.
Новым явлением в музыкальной жизни республики, привлёкшим внимание зрителей в это непростое время, стали фестивали оперного и балетного искусства. В 1991 году впервые по инициативе И.П. Бобраковой, а также благодаря энтузиазму всего творческого коллектива театра, был организован I Всероссийский фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»).
Конечно, организация любого фестиваля – это огромная работа и немалые деньги. Да ещё в те времена! Впрочем, надо было знать Ию Петровну, её необыкновенную энергию, организаторские способности и поразительную силу убеждения. Результат превзошёл все ожидания. В дни фестиваля «Сыктывкарса тулыс» в зрительном зале трудно было найти свободное место. А билеты на заключительный концерт мгновенно разошлись в первый же день!
У фестиваля не осталось иного выхода, как стать, во-первых – ежегодным, а во-вторых – международным.
Так были заложены основы ежегодных международных весенних оперно-балетных фестивалей с участием звёзд первой величины не только Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга, Воронежа, но и мастеров сцены Венгрии, Эстонии, Латвии, Великобритании, Финляндии, Германии.
Рождение «Сыктывкарса тулыс»
Рождение
«Сыктывкарса тулыс»

ГЛАВА

В 1997 году Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» удостоился высокой чести, став Лауреатом Государственной премии Республики Коми. У сыктывкарских меломанов появились и свои любимцы, ведь многие артисты повторно приезжали и приезжают на фестиваль. Зрители получили представление о творческих возможностях не только солистов Большого и Мариинского театров. Они познакомились с артистами Пермского, Воронежского, Саратовского и многих других театров России. На фестивалях пели солисты из Финляндии, Германии, Чехии и даже Сирии.
В 90-е годы почётными гостями фестивалей стали: знаменитый певец, народный артист СССР В. Пьявко, народный артист России, Украины и Узбекистана Грай Ханаданьям (в честь которого назван Пермский оперный фестиваль «Приглашает Грай»), народный артист России, Белоруссии и Польши А. Дедик, известные солисты Большого театра Т. Ерастова, Г. Борисова, Г. Никольский, О. Терюшнова, М. Агафонов, солист театра оперы и балета имени Станиславского и Немировича-Данченко А. Баскин, а также солистка Мариинского театра И. Богачёва.
В работе фестивалей принимали участие Лауреаты Международных конкурсов вокалистов Н. Путилин, В. Ванеев, Д. Басыров, начинавшие свой путь на сыктывкарской сцене, а также талантливые артисты высочайшего уровня, уроженцы Республики Коми М. Макаров, Э. Цанга, А. Меркурьев.
Фестиваль «Сыктывкарса тулыс» – это не только певцы и артисты балета, но ещё
и многочисленные дирижёры, в том числе и зарубежные. Оркестр звучал под руководством Лауреата Международного конкурса «Золотая пальма», дирижёра
А. Ситникова из Санкт-Петербурга, а также не менее известных и почитаемых
в музыкальном мире Ю. Анисичкина, В. Бойкова, В. Венедиктова, С. Вольского,
А. Штейнлухта. Блистали за дирижёрским пультом Стюард Страйфорд (Великобритания) и Виктор Бокман (Швейцария).
Ежегодный фестиваль заставил местных любителей оперы по-новому увидеть и собственных солистов, достойно представлявших оперное и балетное искусство Республики Коми.
Именно «Сыктывкарса тулыс» дал новые крылья солистам оперной труппы: Ю. Главацкому, Ю. Фомину, А. Байрону, О. Сосновской, А. Коротаевой, А. Журавлёву,
А. Измалкову, Е. Лагоде, М. Быстровой, А. Белобровой и раскрыл новые возможности хора и оркестра сыктывкарского театра.
Звёзды «Сыктывкарса тулыс»
Звёзды
«Сыктывкарса тулыс»

ГЛАВА

Еще одним великолепным подарком сыктывкарскому зрителю в те годы стал Международный фестиваль профессионального балетного искусства финно-угорских регионов и государств «Зарни Джыджьяс» (Золотые ласточки). Открытие первого фестиваля было приурочено к празднованию Дня Республики Коми и состоялось 20 августа 1997 года. Инициатором и идейным вдохновителем «Зарни Джыджьяс» стал главный балетмейстер театра Иван Паршагин. Его памяти и был посвящен первый фестиваль.
Наряду с молодыми артистами из Карелии и Марий Эл в фестивале принимали участие звёзды мировой величины – прима-балерина Театра оперы и балета «Эстония», Лауреат Международных конкурсов Кайе Кырб и премьер Национальной оперы Латвии Вестурс Янсонс, солисты Большого театра Н. Сперанская и К. Иванов, солист Имперского балета Г. Таранда, золотой призёр Международного конкурса «Майя» О. Павлова, солистка Мариинского театра Е. Шерстнёва, Лауреат Государственной премии Татарстана, народная артистка России И. Хакимова (Казань), Лауреат Международных конкурсов, заслуженный артист Казахстана Б. Смагулов (Алма-Ата), а также солисты Будапештского оперного театра Казински Эстер и Чонка Роланд, солистки Шведского национального балета И. Карлсон и К. Борджкронс.
Театр оперы и балета Республики Коми не случайно стал местом проведения балетного фестиваля. В первой половине 90-х годов, с приходом главного балетмейстера И. Паршагина, республиканский балет переживал период творческого подъёма. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории имел большой артистический и педагогический опыт работы. Молодой талантливый хореограф, жизнь которого трагически оборвалась на взлёте, успел поставить на сыктывкарской сцене балеты «Спящая красавица» П. Чайковского и «Дон Кихот» Л. Минкуса.
В 1996 году балетная труппа под руководством И. Паршагина по приглашению фонда «Имперский русский балет» приняла участие в фестивале классического балета в Финляндии наряду со звёздами балета М. Плисецкой, Н. Павловой, первым танцовщиком «Гранд-Опера» П. Дюпоном (Франция). В программе балетной труппы театра, состоявшей из 20 человек, была «Спящая красавица» и концертные номера.
Фестиваль «Зарни Джыджьяс» (Золотые ласточки), посвященный памяти И. Паршагина, который стоял у истоков балетного фестивального движения в нашей республике, открылся в 1997-м году спектаклем «Дон Кихот».
Исполнил балет ансамбль приглашённых артистов, одну из партий в котором танцевал А. Меркурьев (на сегодняшний день – главный балетмейстер театра оперы и балета Республики Коми). Балетная труппа театра показала на фестивале композиции новаторского стиля: «Болеро» на музыку Равеля и «Пассакалия» на музыку Генделя в постановке главного балетмейстера фестиваля О. Игнатьева. Солист балета М. Фомин по итогам фестиваля получил звание заслуженного артиста Республики Коми.
«Зарни Джыджьяс»
В октябре 1998-го года премьерами балетов «Жар-птица» И. Стравинского, «Триптих» Г. Свиридова, «Вальс-фантазия» М. Глинки и «Сказ о земле северной» А. Горчакова в постановке О. Игнатьева был открыт II Международный фестиваль «Зарни Джыджьяс». В нем приняли участие артисты балета из Марий Эл, Мордовии, Эстонии, Венгрии, а также мастера балетного искусства из Москвы и Санкт-Петербурга. На этом фестивале было принято решение проводить «Золотые ласточки» один раз в два года.
III фестиваль прошел в 2000 году.
Художественным руководителем первых трёх фестивалей была театральный деятель, балетный критик, заслуженный деятель искусств России Н. Садовская (Москва).



По ряду причин после 2000-го года «Зарни джыджъяс» не проводился и был возрожден лишь в 2014 году в рамках Года культуры в России и при поддержке гранта Главы Республики Коми в области театрального искусства и концертной деятельности.
В последние годы балетный фестиваль традиционно, один раз в два года с огромным успехом проходил на сцене нашего театра.
Осенью 2020-го года седьмой по счёту фестиваль состоялся, несмотря на пандемию: запреты и ограничения весьма ощутимо сказались на деятельности театра и подготовке к масштабному событию. До последнего момента организаторы и поклонники оставались в тревожном ожидании: состоится – не состоится? «Зарни джыджъяс» несколько раз переносился: менялись и его состав, и репертуар. К счастью, даже в этой зыбкой реальности искусство победило. Более того, именно в 2020-м году, впервые знаменитый праздник балета прошел в рамках Международного культурного центра в регионах РФ «Перекресток культур 2020», что, несомненно, обозначило и подчеркнуло его высочайший уровень.

ГЛАВА

Кроме фестивалей «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) и «Зарни Джыджьяс» (Золотые ласточки), в середине 90-х годов в театре зародилась традиция проведения зимнего фестиваля «Рождественские вечера». Позднее, в 2008 году, он был переименован в новогодний Лайт-фестиваль.
Зимний фестиваль стал прекрасным подарком зрителям в дни новогодних и рождественских праздников. Изначально он возник как фестиваль оперетты. Но со временем его жанровые границы расширились: в афише появились вечера балета, мюзиклы и концертные программы. Лёгкая атмосфера, прекрасный вокал, любимые спектакли, чудесная музыка – всё это ежегодно дарит зрителям замечательное праздничное настроение и создаёт атмосферу доброй рождественской сказки.
Новогодний Лайт-фестиваль

ГЛАВА

90-е годы стали периодом творческого взлёта молодых артистов театра: баритона А. Байрона, тенора А. Журавлёва, трех сопрано А. Коротаевой, Е. Лагоды и О. Сосновской и других солистов.
А. Байрон после окончания Ленинградской консерватории был введён на главные роли оперных спектаклей и оперетт, сразу завоевав огромную любовь зрителей. Не менее успешно выступали в ведущих партиях и остальные солисты. Одновременно с работой в театре артисты занимались большой концертной деятельностью, пропагандируя русскую и зарубежную музыкальную классику, а также произведения коми композиторов.
Творческий состав и репертуар 90-х
В 90-е большую просветительскую и пропагандистскую деятельность проводил организованный в 1995 году камерный хор театра «Таёжные голоса» в составе солистов: Ю. Главацкого, Е. Лагоды, А. Байрона, О. Сосновской, В. Юрковского, Г. Муралёва, А. Измалкова, В. Нефёдова. Возглавила его главный хормейстер театра – заслуженная артистка России, Лауреат Государственной премии Республики Коми, заслуженный деятель искусств Республики Коми Н. Масанова. Репертуар хора состоял, в основном, из духовной музыки и обработок народных песен. В том же году камерный хор гастролировал в Италии, Германии и Австрии. В 1999 году хор «Таёжные голоса», принимая участие в VII Международном конкурсе хоровых коллективов «Музыка Мунди», который проходил в Будапеште (Венгрия), был награждён серебряным дипломом, что свидетельствовало о высоком исполнительском уровне коллектива.
В конце 90-х годов художественным руководителем театра по-прежнему была И. П. Бобракова. Главным дирижёром – С. Кузякин, главными балетмейстерами – О. Игнатьев, Ю. Пузаков, П. Шешуков, главным хормейстером – Н. Масанова, главным художником – Ю. Самодуров, заведующим труппой – Ю. Главацкий, заведующим литературной частью – Г. Дяковская, заведующим постановочной частью – А. Измалков. Руководила театром В. Судакова.
Репертуар 90-х отличался разнообразием. В то время были поставлены оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, детская опера «Красная шапочка» М. Раухвергера, опера-сказка «Кошкин дом» Вальгардта; балеты «Жизель» А. Адана, «Симфонические танцы» С. Рахманинова, «Золушка» С. Прокофьева, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Снежная королева», «Ворса» (Леший) и «Войпель» (Бог северного ветра) М. Герцмана, модерн-балет «Метаморфозы любви», муз. Шуберта, Баха, Генделя, Равеля и др.; сказка-мюзикл «Гришуня на планете Лохматиков» И. Блинниковой и другие спектакли.
Творческий состав
и репертуар 90-х

ГЛАВА

Новое время диктовало новые формы самовыражения, и к 2000 году стало понятно, что назрела серьёзная необходимость выхода театра в мировое театрально-фестивальное движение. Руководство озадачилось осуществлением больших Международных проектов.
Один из них – проект театра «За Международное сотрудничество с организациями стран финно-угорского региона и зарубежья в сфере театрального искусства» – берет своё начало в 2000 году. Тогда, по приглашению финской стороны, директор В. Судакова приняла участие в работе I-го Российско-Финляндского культурного форума, который проходил в Хельсинки в ноябре.
Международные проекты нулевых
Ко II-му форуму, проводимому в 2001 году в Великом Новгороде, руководство сыктывкарского театра подготовило проект популяризации профессионального балетного искусства, а именно классического балета. В проекте рассказывалось о многогранной деятельности балетной труппы и о текущем репертуаре, состоящем из образцов классической и современной хореографии.
Проект заинтересовал директора театра Хельсинки «Vaasan Ooppera» Ирму Ревель. В ходе обсуждения с ней практических шагов по реализации данного проекта в Финляндии была достигнута договорённость приезда балетной труппы театра и организация Гала-концертов. Непосредственную организацию взяла на себя финская сторона.
По решению III-го форума в 2003-м на сцене «Vaasan Ooppera» балетной труппой театра было дано 8 Гала-концертов. Концерты продемонстрировали финской публике всё многообразие жанровых, стилевых и музыкальных особенностей русской классической балетной школы наряду с интересными образцами модерн- и рок-балета.
Результатом работы IV-го форума, проходившего в Вологде в 2005 году, стала организация выступлений балетной труппы театра в городах Финляндии. Сыктывкарский театр показал два балета: И. Стравинского «Жар-птица» и балет В. Кикты и Я. Сибелиуса «Земля моя», состоящий из двух частей: «Весенние игры» и «Финляндия».
В ходе этого турне театр проехал, практически, всю страну. Апофеозом выступления стало то, что балетной труппе была предоставлена одна из самых больших сценических площадок Скандинавии – концертный зал в городе Тампере.
Итогом форума, проходившего в Каяни (Финляндия) в 2006-м году стала постановка музыкально-сценического представления «Покаяние». Спектакль прошёл в театрах, концертных залах и Соборах Финляндии. Этой новой формой сплава духовной музыки и сценического действия театр отдал дань скорби и покаяния нынешних поколений тем, у кого было отнято в чудовищном вихре искорёженной истории самое дорогое – жизнь.
Хочется отметить и Международный проект, связанный с участием театра в фестивале духовного искусства “ARTE SACRO» (Испания). Организаторы пригласили труппу театра в 2005 году показать спектакль «Покаяние» в рамках фестиваля в Мадриде. Выступление артистов пришлось на печальные в те дни события в Испании. Мир столкнулся с ещё одним коварным злом, имя которому терроризм. И история, рассказанная артистами из Коми, стала понятна людям, которые на тот момент переживали острейшее горе. Зрители плакали, слушая музыку, ощущая в ней резонирующие струны собственных душ. Они долго не хотели отпускать артистов со сцены, аплодируя им стоя.
А в 2006 году труппа театра оперы и балета Республики Коми привезла испанцам музыкально-сценическую притчу «PIETA» («Плач») по мотивам кантаты Дж. Перголези «Stabat Mater». Это стало неким продолжением духовной темы в творчестве театра. Католическая месса об оплакивании Христа Девой Марией стал сюрреалистической притчей о человеческом одиночестве.
В сентябре 2006-го, в Турции, в древнейшем театре «Аспендос», сыктывкарскими артистами был показан оперно-балетный Гала-концерт.
Новая постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» (октябрь-ноябрь 2006 года, Швейцария) явила собой синтетическую форму иного режиссёрского взгляда. Целью режиссёра-постановщика А. Критенко была привлечь молодое и подрастающее поколение к великолепным образцам русской классической оперы. Поэтому он принял решение минимизировать общепринятые средства сценического повествования. Частично отсутствовал грим, декорации, несколько купировано либретто. Главной особенностью постановки стала демонстрация кадров из знаменитого фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный».
Еще одним интересным замыслом того времени стал проект постановки опер «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Кармен» Ж. Бизе и «Фаворитка» Г. Доницетти (ноябрь 2007, Испания, Португалия, Швейцария) на языках оригинала.
Премьера оперы «Фаворитка» на итальянском языке и большой Гала-концерт (ноябрь 2007 года) прошли с успехом на сцене театра Dudingen (Швейцария).
В марте 2003 года на сцене театра оперы и балета прошел один из фестивалей Международной программы «Басы XXI века», уже получившей к тому времени широкую известность и популярность в России.
Спектакль «Покаяние». С. Байков в роли Бориса Годунова.
Спектакль «Покаяние», 2006 год. В роли Мадонны О. Сосновская.
Международные
проекты нулевых

ГЛАВА

2000-е годы ознаменовались для театра новыми именами, премьерами и наградами.
В 2000 году солисты театра, хор под управлением Н. Масановой и оркестр под руководством А. Штейнлухта записали на радио кантату В. Брызгаловой «Сохранились во век!». В 2004-м на авторском вечере композитора эта кантата прозвучала со сцены Государственного театра оперы и балета Республики Коми.
Основные события нулевых
В нулевые годы репертуар театра включал в себя оперы «Кармен», «Свадьба Фигаро», «Мадам Баттерфляй», «Паяцы», «Трубадур», «Дон Паскуале», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Фаворитка»; оперетты и мюзиклы «Жозефина и Наполеон», «Цыган-премьер», «Весёлая вдова», «Мышеловка», «Холопка», «Миллионерша», «Марица», «Сорочинская ярмарка»; балеты «Метаморфозы любви», «Жар-птица», «Земля моя», «Встречные ветра», «День уходит с земли», «Бесплодные усилия любви», «Ромео и Джульетта», «Коппелия», новые редакции балетов «Яг-Морт» и «Лебединое озеро»; спектакли для детей «Гришуня на планете Лохматиков», «Приключения французской ведьмы Мадлен», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «Двенадцать месяцев», «Тайна игрушечных сердец», «Волшебник Изумрудного города», «Золушка», «Принцесса из страны Роз», «Ожерелье Сюдбея» и «Голубая роза».
Ведущие артисты театра – баритон М. Журков, сопрано А. Коротаева, О. Сосновская, Е. Лагода – были отмечены множественными наградами, получив признание на Всероссийских и Международных профессиональных конкурсах и мастер-классах.
Работая в Сыктывкаре вплоть до 2010-го года, сопрано С. Мерзлова успела запомниться и полюбиться зрителям почти в десятке самых разных оперных и опереточных партий: Розина («Севильский цирюльник»), Виолетта («Травиата»), Фраскита («Кармен»), Норина («Дон Паскуале»), Адель («Летучая мышь»), Парася («Сорочинская ярмарка») и даже Муза главного героя в опере «Иван Куратов». Теперь С. Мерзлова (Энценхофер) – звезда европейских подмостков.
III-ий Республиканский Театральный конкурс имени Степана Ермолина (2007 г.) открыл широкому зрителю молодые имена театра. Высоких званий Лауреатов в номинации «Дебют» удостоились главный дирижёр театра С. Кисс и солистка театра О. Клипка.
В 2004 году в театре прошла презентация мюзикла-детектива А. Журбина «Мышеловка» (по мотивам произведений Агаты Кристи). Харизма композитора оказалась настолько яркой, сильной и убедительной, что режиссёру спектакля О. Ивановой (Москва) и актёрам, которые стали с воодушевлением воплощать замысел авторов на сцене, был уготован оглушительный успех. И, действительно, уже через год в театр поступило приглашение об участии сыктывкарских артистов с мюзиклом «Мышеловка» на сцене Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Тогда же творческая группа создателей спектакля удостоилась звания Лауреатов Государственной Премии Республики Коми.
Балетная труппа театра тоже старалась держать высокую планку. Примером тому послужила авторская постановка «Бесплодные усилия любви» балетмейстера из Латвии Индре Рейнхолде. Спектакль был выдвинут в 2007 году на соискание национальной театральной премии «Золотая Маска» и получил высокую оценку работы балетной труппы театра.
Ряд артистов балета становились неоднократными лауреатами Международного конкурса «Арабеск», проходящего в Перми.
Одним из самых заметных и главных событий сезона 2008-2009 стала премьера оперы нашего соотечественника, композитора С. Носкова «Куратов». Символично, что именно 26 августа, в день 50-летия театра, Носков представил художественному совету театра и Министерству культуры Республики Коми нотный материал оперы. Сюжет повествует о жизненном пути первого коми поэта, демократа-просветителя, основоположника коми литературы и литературного языка И. Куратова. Либретто, в которое включены его произведения, было создано поэтом А. Ванеевым. Пролог и эпилог дописаны композитором. Отличительная особенность оперы в том, что она зазвучала на двух языках. Те события, которые относятся к жизни Куратова на родной земле Коми, были иллюстрированы коми языком, а те, которые относятся к его жизни на поселении в Казахстане – русским. Оперу поставила И.П. Бобракова.

ГЛАВА

В период с 2010 по 2015 гг. на подмостках театра блистали солисты оперной группы: М. Журков, А. Журавлёв, А. Измалков, В. Юрковский, Г. Муралёв, А. Коротаева, О. Сосновская, Г. Петрова, Е. Лодыгина, А. Ковалёв, А. Морараш, а также ведущие солисты балетной группы: Н. Супрун, Р. Миронов, Т. Бирюкова, Т. Вильбергер, А. Полищук, М. Фильевая и другие.
В октябре 2011 года состоялась премьера современного сатирического мюзикла А. Пантыкина «Мёртвые души» Гоголюцинации Чичикова» (режиссёр постановки В. Акулов).
Хроника 2010-2015 годов
В январе 2012-го главным режиссёром театра был назначен Б. Лагода. За короткий срок он успел создать новую сценическую редакцию оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» и поставить музыкальную комедию М. Самойлова «Ограбление в полночь», открывшую театральный сезон в октябре 2012-го года.
Кроме того, в 2012-2013 годы на сцене театра появились: музыкальная комедия В. Ильина и В. Лукашова «Моя жена – лгунья», музыкальная сказка А. Терентьева «Красная шапочка. New», балет П. Чайковского «Щелкунчик», опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и детский мюзикл «Кот в сапогах».
Премьерами сезона 2013-2014 стали балет А. Адана «Жизель» и опера Дж. Верди «Травиата» на языке оригинала. Также, в рамках XXIV Международного фестиваля «Сыктывкарса тулыс» (апрель 2014 г.) на сцене театра были представлены оперы «Кармен» (на французском языке), «Чио-Чио-сан», «Пиковая дама» и балет «Лебединое озеро».
В 2014 году проект театра – вечер современной хореографии «Танцы PRO…» хореографа-постановщика В. Романовского – стал Лауреатом премии Правительства РК. По результатам конкурсного отбора проект «Танцы PRO…» представлял республику в культурной программе открытия зимних XXII Олимпийских игр в Сочи, где буквально покорил всех зрителей. Также Лауреатом премии Правительства РК в 2013 году стал современный сатирический мюзикл А. Пантыкина «Мёртвые души» Гоголюцинации Чичикова».
Продолжались и гастроли театра. В ноябре-декабре 2012-го балетная труппа побывала в 35 городах Великобритании и Шотландии, показав балеты П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». В ноябре-декабре 2013-го года артисты с успехом гастролировали в Германии с балетами «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Гастроли охватили 28 немецких городов.
Февраль-март 2014-го – гастроли оперной труппы в Великобритании с премьерами опер «Травиата» и «Кармен» на языках оригинала. Артисты посетили 28 городов Англии и Уэлса и показали 33 спектакля.
Октябрь 2014 года – вновь поездка в Англию. Два месяца на сценах театров Великобритании балетная труппа показывала «Жизель» А. Адана, «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. Чайковского. Большой тур включил в себя 48 спектаклей в 30-ти городах туманного Альбиона.
Февраль 2015 года – в Великобританию отправилась оперная труппа. Поездка проходила в рамках договора о международном сотрудничестве с продюсерским центром «Amande Concert». В 25 английских городах артисты с успехом представили оперу Дж. Верди «Риголетто» на языке оригинала (26 спектаклей).
Сентябрь-октябрь 2015-го – 30 выступлений артистов театра оперы и балета Коми в различных городах Великобритании с оперой «Травиата» Дж. Верди.