2000-е годы ознаменовались для театра новыми именами, премьерами и наградами.
В 2000 году солисты театра, хор под управлением Н. Масановой и оркестр под руководством А. Штейнлухта записали на радио кантату В. Брызгаловой «Сохранились во век!». В 2004-м на авторском вечере композитора эта кантата прозвучала со сцены Государственного театра оперы и балета Республики Коми.
В нулевые годы репертуар театра включал в себя оперы «Кармен», «Свадьба Фигаро», «Мадам Баттерфляй», «Паяцы», «Трубадур», «Дон Паскуале», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Фаворитка»; оперетты и мюзиклы «Жозефина и Наполеон», «Цыган-премьер», «Весёлая вдова», «Мышеловка», «Холопка», «Миллионерша», «Марица», «Сорочинская ярмарка»; балеты «Метаморфозы любви», «Жар-птица», «Земля моя», «Встречные ветра», «День уходит с земли», «Бесплодные усилия любви», «Ромео и Джульетта», «Коппелия», новые редакции балетов «Яг-Морт» и «Лебединое озеро»; спектакли для детей «Гришуня на планете Лохматиков», «Приключения французской ведьмы Мадлен», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «Двенадцать месяцев», «Тайна игрушечных сердец», «Волшебник Изумрудного города», «Золушка», «Принцесса из страны Роз», «Ожерелье Сюдбея» и «Голубая роза».
Ведущие артисты театра – баритон М. Журков, сопрано А. Коротаева, О. Сосновская, Е. Лагода – были отмечены множественными наградами, получив признание на Всероссийских и Международных профессиональных конкурсах и мастер-классах.
Работая в Сыктывкаре вплоть до 2010-го года, сопрано С. Мерзлова успела запомниться и полюбиться зрителям почти в десятке самых разных оперных и опереточных партий: Розина («Севильский цирюльник»), Виолетта («Травиата»), Фраскита («Кармен»), Норина («Дон Паскуале»), Адель («Летучая мышь»), Парася («Сорочинская ярмарка») и даже Муза главного героя в опере «Иван Куратов». Теперь С. Мерзлова (Энценхофер) – звезда европейских подмостков.
III-ий Республиканский Театральный конкурс имени Степана Ермолина (2007 г.) открыл широкому зрителю молодые имена театра. Высоких званий Лауреатов в номинации «Дебют» удостоились главный дирижёр театра С. Кисс и солистка театра О. Клипка.
В 2004 году в театре прошла презентация мюзикла-детектива А. Журбина «Мышеловка» (по мотивам произведений Агаты Кристи). Харизма композитора оказалась настолько яркой, сильной и убедительной, что режиссёру спектакля О. Ивановой (Москва) и актёрам, которые стали с воодушевлением воплощать замысел авторов на сцене, был уготован оглушительный успех. И, действительно, уже через год в театр поступило приглашение об участии сыктывкарских артистов с мюзиклом «Мышеловка» на сцене Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Тогда же творческая группа создателей спектакля удостоилась звания Лауреатов Государственной Премии Республики Коми.
Балетная труппа театра тоже старалась держать высокую планку. Примером тому послужила авторская постановка «Бесплодные усилия любви» балетмейстера из Латвии Индре Рейнхолде. Спектакль был выдвинут в 2007 году на соискание национальной театральной премии «Золотая Маска» и получил высокую оценку работы балетной труппы театра.
Ряд артистов балета становились неоднократными лауреатами Международного конкурса «Арабеск», проходящего в Перми.
Одним из самых заметных и главных событий сезона 2008-2009 стала премьера оперы нашего соотечественника, композитора С. Носкова «Куратов». Символично, что именно 26 августа, в день 50-летия театра, Носков представил художественному совету театра и Министерству культуры Республики Коми нотный материал оперы. Сюжет повествует о жизненном пути первого коми поэта, демократа-просветителя, основоположника коми литературы и литературного языка И. Куратова. Либретто, в которое включены его произведения, было создано поэтом А. Ванеевым. Пролог и эпилог дописаны композитором. Отличительная особенность оперы в том, что она зазвучала на двух языках. Те события, которые относятся к жизни Куратова на родной земле Коми, были иллюстрированы коми языком, а те, которые относятся к его жизни на поселении в Казахстане – русским. Оперу поставила И.П. Бобракова.