ГЛАВА
Первоначально творческий коллектив музыкального театра состоял из 104-х человек: 20 солистов, 16 артистов балета, 36 человек – хор, 26 – оркестр и 6 – режиссура. Молодая труппа действовала под художественным руководством Бориса Дейнеки. Балетную труппу, которую возглавил балетмейстер Григорий Ваховский, сформировали из артистов Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР. Также в её состав были приняты выпускники детской Сыктывкарской хореографической студии при Доме пионеров И. Чуистова и Т. Батиева, впоследствии получившие почётные звания.
В 1961 году в труппу театра зачислили талантливую выпускницу Пермского хореографического училища
Ольгу Коханчук. Хотя еще в год открытия, в 1958 году, во время каникул молодая балерина уже работала в театре. Основу театрального хора составила группа певцов ансамбля песни и танца Коми АССР.
Основную роль в становлении молодого музыкального театра, конечно же, сыграли люди, которые попали под молот политических репрессий и оказались в Республике Коми не по своей воле. Люди, которым удалось не только перенести все тяготы суровой лагерной жизни, но и продолжить заниматься любимым делом с удвоенным энтузиазмом.
Это, прежде всего, Борис Дейнека. Борис Степанович с 1958 по 1964 гг. был художественным руководителем и ведущим солистом Республиканского музыкального театра. За большой вклад в развитие коми музыкального искусства Б. С. Дейнека был удостоен звания «Народный артист Коми АССР».
Значительный вклад в становление и развитие национального профессионального музыкального искусства внесла солистка-вокалистка Валентина Ищенко, исполнительница партии Татьяны в первом спектакле музыкального театра, опере «Евгений Онегин», в прошлом солистка Воркутинского лагерного театра. В течение 25-ти лет вплоть до выхода на пенсию Валентина Мефодьевна являлась ведущей солисткой Республиканского музыкального театра, выступая как в опере, так и в оперетте («Фауст», «Сорочинская ярмарка», «Летучая мышь», «Марица», «Сильва», «Холопка», «Весёлая вдова», «Цыганский барон»). Главные партии отводились певице в национальном репертуаре (Домна в опере Б. Архимандритова «Домна Каликова», Марфа в опере Я. Перепелицы «На Илыче»).
В Сыктывкаре Валентина Ищенко соединила свою судьбу с талантливым деятелем коми сцены, артистом, драматургом, режиссёром и художником
Эрастом Алексеевичем Поповым. Однажды утром в 1960 году Валентине Мефодьевне позвонил секретарь обкома Н. Рочев и поздравил с присвоением звания заслуженной артистки Коми АССР. В Республике Коми – это единственный случай присвоения звания еще не реабилитированному человеку. Реабилитирована Ищенко была лишь в 1991 году.
Как рассказывают старожилы Сыктывкара, вспоминая первые триумфальные спектакли музыкальной труппы, зал был всегда полон. Публика восторженно встречала полюбившихся артистов. Да и как забыть, например, такие колоритные украинские образы, как Одарка и Карась («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского) в ярком исполнении В. Ищенко и Б. Дейнеки.
Неоспорима роль в становлении музыкального театра первого его дирижёра, заслуженного деятеля искусств Коми АССР В. М. Каплун-Владимирского, который связал свою жизнь с республикой и театром. На сцене театра маэстро осуществил постановку более 40 опер и оперетт. С поста главного дирижёра ушел в 1970-м году. Но и после этого оставался в театре: был дирижёром и заведующим нотной библиотекой на общественных началах. Ушёл из жизни Владимир Каплун-Владимирский в возрасте 90 лет в Сыктывкаре.
Существенное влияние на развитие музыкальной культуры оказал композитор,
в прошлом дирижёр минского театра оперы и балета Н. П. Клаус:
«…высокий, стройный, интеллигентный, казался нам, молодым, только что пришедшим в театр артистам балета, каким-то недоступным. Мы ничего не знали о его трагическом прошлом. Для нас он был одновременно и Богом, и главным дирижером. От него веяло достоинством и силой несломленного человека...», – вспоминает Заслуженный работник культуры РФ, Заслуженный работник РК, Лауреат премии Правительства РК, в прошлом балерина музыкального театра Галина Ширяева.
Невозможно представить оркестр театра того времени без концертмейстера
и виолончелиста Р. Ф. Вечтомова, в прошлом музыканта симфонического оркестра Государственного театра имени Мейерхольда в Москве, получившего в 1965 году звание заслуженного артиста Коми АССР, а также солиста оркестра А. Ю. Дрейслера. С первого дня открытия в театре – артист оркестра, фаготист
Владимир Николаевич Юркин. Всю жизнь после освобождения проработал
в театре заслуженный артист Республики Коми,
в прошлом артист балета Воркутинского лагерного театра Василий Николаевич Михайлов.
Много, очень много талантливых артистов, музыкантов, режиссёров участвовало в становлении молодого музыкального театра. Каждый из этих людей внёс огромный вклад в развитие духовной культуры населения нашей республики.
Солист оркестра А. Дрейслер
и дирижёр Ю. Проскуров. 60-е гг.