с чего все начиналось...
От народной песни к симфонии и опере
Предвоенные годы
Театры за колючей проволокой
В годы Великой Отечественной
«Театры доброй неволи»
Театр за полярным кругом
Сила духа, сила искусства
Послевоенный период
Нужна ли опера в Сыктывкаре?
Вопреки запретам
Открытие Республиканского музыкального театра
Первый творческий состав
Труппа
театра 60-хх
Театр как самостоятельная единица
Формирование национального репертуара
Легендарный «Яг-Морт»
70-80-ее:
УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
70-80-ее:
CЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ
Труднее задачи – выше статус
Рождение «Сыктывкарса тулыс»
Звёзды
«Сыктывкарса тулыс»
«Зарни Джыджьяс»
Новогодний Лайт-фестиваль
Творческий состав и репертуар 90-х
Международные проекты нулевых
Основные события нулевых
Хроника
2010-2015 годов
Новый виток
Усиление творческого состава
Премьеры последних лет
Расширение жанровых границ фестиваля
100-летие Коми
Из прошлого – в настоящее
Современный театр в лицах
заключение
ГЛАВЫ
биографии
Дейнека
БОРИС СТЕПАНОВИЧ
Каплун-Владимирский
Владимир Михайлович
Клаус
НИКОЛАЙ ПОРФИРЬЕВИЧ
Бобракова
ИЯ ПЕТРОВНА
Ищенко
ВАЛЕНТИНА МЕФОДЬЕВНА
Ваховский
ГРИГОРИЙ ЗАЛМАНОВИЧ
Бордзиловская
ЛЮДМИЛА АРКАДЬЕВНА
Попов
ЭРАСТ АЛЕКСЕЕВИЧ
Перепелица
ЯКОВ СЕРГЕЕВИЧ
Игнатов
ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
Поиск
Поиск

ГЛАВА

Московские чиновники с недоумением восприняли идею создания музыкального театра в столице Коми АССР. Министерства культуры СССР и РСФСР вынесли приговор: Сыктывкар слишком мал для такого театра, он будет только обузой и даже рост населения до 90 тысяч человек за десять лет ничего не изменит. Только со второй попытки каким-то чудом глава республиканского правительства Зосима Панев получил принципиальное согласие, что позволило подготовить целевой набор абитуриентов для учёбы в Ленинградской консерватории. Время шло, студенты из Коми готовились получать дипломы, а постановления Совета министров РСФСР об открытии театра добиться не удавалось. Тогда Панев сам поехал в Москву.
Предварительно Серафимой Поповой и Борисом Дейнекой был разработан план подготовки национальных кадров путём внеконкурсного приема лиц коренной национальности в консерватории страны для получения высшего музыкального образования. И в 1953 году Совет министров РСФСР выделил для Коми АССР 30 внеконкурсных мест. Благодаря усилиям Серафимы Михайловны республике разрешили набрать вне конкурса группу для учебы в Ленинградской консерватории. Власти региона ухватились за эту соломинку и отправили по городам и весям своих представителей в поисках талантливой молодежи. Увы, с грехом пополам набрали 14 человек – половина от заявленного лимита. Зосима Панев пригласил их к себе, сказал напутственную речь, пообещал материальную помощь, и это обещание сдержал.
Вопреки запретам
Прошло почти 5 лет, студенты из Коми уже готовились получать дипломы, а постановления Совета министров РСФСР об открытии театра добиться не удавалось. Но когда срок их учебы подходил к концу, отступать было поздно. И тогда правительство Коми приняло постановление «Об организации музыкального театра в Сыктывкаре». В одном из пунктов этого документа содержалась просьба к Совету министров РСФСР включить театр в народно-хозяйственный план 1958 года и предусмотреть дотацию в размере 1,2 миллиона рублей.
Итак, 16 сентября 1957 года, учитывая значительный рост новых промышленных центров в республике, возросшие потребности населения в зрелищных учреждениях, в особенности музыкальных, и наличие подготовленных театральных и музыкальных творческих работников, Совет Министров Коми АССР выпустил постановление «Об организации музыкального театра в г. Сыктывкаре».
В контексте открытия музыкального театра немаловажное значение имела ликвидация лагерных театров, связанная с реорганизацией в системе ГУЛАГа. Закрытие ведомственных театров в первой половине 50-х годов, с одной стороны обедняло культурную жизнь республики, с другой – сконцентрировало большое количество профессиональных артистов в столице республики, в частности, в Коми республиканской филармонии.
«…Фактически коллектив театра уже сформирован, – сообщалось в докладной записке заместителю председателя Совета Министров РСФСР Н.Н. Беспалову, – В настоящее время в Сыктывкаре имеется достаточное количество квалифицированных вокалистов и музыкантов, чтобы создать музыкальный театр. Из окончивших Московскую консерваторию и Ленинградский театральный институт в текущем году прибыло 18 человек. Кроме того, имеются в наличии певцы-солисты лектория – Дейнека Б.С. (лауреат международного конкурса вокалистов), Синицын Н.В. (бывший солист Большого театра Союза ССР), а также окончившие музыкальные заведения Бобракова И., Ищенко В., обладающие хорошими голосами».
В письме умалчивалось о том, что основной состав ведущих солистов концертно-эстрадного бюро в прошлом – артисты лагерных театров.
А Серафима Михайловна вновь отправилась в путешествие по московским кабинетам и за десять дней сумела произвести на свет проект соответствующего постановления Совмина РСФСР, завизированный обоими министрами культуры (СССР и РСФСР) и двумя Госпланами. Однако еще требовались визы российского Министерства финансов и ведавшего вопросы культуры председателя Совмина РСФСР или хотя бы его зама. Такие высоты Серафима Попова была взять не в силах. Тогда за дело вновь взялся Зосима Васильевич. В марте 1958-го года глава республиканского правительства сам поехал в Москву.
У него состоялся весьма интересный разговор с министром финансов РСФСР Иваном Фадеевым. Тот напомнил премьеру Коми, что есть постановление Президиума ЦК КПСС о категорическом запрете открывать новые театры. В России к этому времени закрыли более 130 действующих театров (в основном это были так называемые колхозно-совхозные театры). Но у Зосимы Васильевича были свои аргументы. Прямо в министерском кабинете он разложил большую карту Коми, показал как динамично развивается республика, рассказал о ее природных богатствах, о путях их освоения, о новых и планируемых промышленных предприятиях. Когда же министр поинтересовался, а театр-то вам зачем, Панев ответил, что теперь регион нуждается в высококвалифицированных специалистах. Ехать в такую даль, да еще в суровый северный климат, мало кто захочет. И совсем иное дело, если они приедут в город, где есть музыкальный театр.
Настойчивость и аргументированные доводы Панева сумели убедить министра. Но заместитель председателя Совмина РСФСР Вячеслав Кочемасов, курировавший социальную отрасль, был против.
И тогда Зосима Панев решился на отчаянный шаг: открыть театр без официального разрешения.

ГЛАВА

Пока Зосима Васильевич Панев ездил в Москву, убеждая вышестоящие инстанции в целесообразности открытия театра, в Сыктывкаре уже полным ходом шла подготовка первой постановки театра – оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Помещения у театра не было, поэтому было решено использовать зал Областного совета профсоюзов.
Открытие Республиканского
И вот, 26 августа 1958 года, в дни празднования образования Коми автономии, без официального разрешения Москвы состоялось открытие Республиканского музыкального театра Коми АССР. Творческий коллектив театра, состоящий из 104 человек, возглавил Борис Дейнека.
Первый спектакль театра — премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке приглашённых из Ленинграда режиссера Малого оперного театра Алексея Николаевича Киреева и театрального художника, лауреата Сталинской премии Татьяны Георгиевны Бруни — с большим успехом прошёл в зале Областного совета профсоюзов Коми АССР. Первыми исполнителями главных партий стали Валентина Ищенко (Татьяна) и Борис Дейнека (Гремин). Роль Ольги исполнила выпускница Ленинградской консерватории Ия Бобракова. Театр начал жить, хотя и не был оформлен должным образом. Среди солистов первого состава были Б. Дейнека, В. Ищенко, С. Марков, И. Бобракова, В. Привальцева, К. Васильев, первые исполнители партии Онегина, баритоны В. Белов и Г. Хакимов. Балетной труппой руководил Григорий Ваховский. Оркестром — легендарные дирижёры В. Каплун-Владимирский и Н. Клаус.
Как вспоминает один из первых артистов оркестра, фаготист Владимир Николаевич Юркин, первую репетицию оркестра главный дирижёр музыкального театра В. М. Каплун-Владимирский провёл 5 марта 1958 года:
«Репетиция проходила в здании, где сейчас располагается Национальная детская библиотека им. С. Я. Маршака, в зале на втором этаже. Изначально оркестр насчитывал 15 человек, но постепенно сумели набрать около 25 человек. Каплун-Владимирский сам ездил по Советскому Союзу, по консерваториям, по театрам, собирая музыкантов, создавая оркестр. Однако дирижировал первым спектаклем не он. На открытие театра приехал начальник всех музыкальных театров РСФСР Владимир Александрович Чайковский, однофамилец известного композитора. Он оказался бывшим дирижёром.
И сказал, что сам будет дирижировать первым спектаклем. Так и получилось. Каплуна обидели, столько времени он работал, создавал оркестр, а на открытии ему не дали выйти…».
Тот факт, что открытие театра произошло без решения правительства РСФСР, являлось грубейшим нарушением финансово-бюджетной дисциплины. В ноябре 1958 года собрался Президиум Совета министров РСФСР, чтобы «пропесочить» Зосиму Панева за самовольство: премьер-министр Коми получил административное взыскание. Но, несмотря на выговор, закрыть театр московские чиновники не решились.
В дальнейшем убедить Совет министров РСФСР в необходимости организации в Коми АССР музыкального театра стоило больших усилий со стороны правительства Коми. Просьба Совета министров Коми АССР о включении музыкального театра в народно-хозяйственный план 1958 года и выделение дотации в сумме 1-го миллиона 260 тысяч рублей (что вдвое превышало бюджет Республиканского драматического театра) была удовлетворена только по прошествии пяти месяцев со дня открытия театра.
Впоследствии правительство РСФСР оказало весомую помощь молодому коллективу. Учитывая многочисленные ходатайства, оно направило на работу в Сыктывкар выпускников Московской и Ленинградской консерваторий и хореографических училищ и разрешило Государственному академическому хору безвозмездно передать театру костюмы, инвентарь и спецодежду на сумму 59 152 рублей. В свою очередь, Совет Министров Коми АССР выделил необходимые средства на пристройку к залу Облпрофсовета (где первые годы находился музыкальный театр) сцены и подсобных помещений.
С первых дней своего существования театр стал неотъемлемой частью культурной жизни Республики Коми, её главной сценой, на которой были сосредоточены основные профессиональные исполнительские силы (солисты оперы, хор, балет, оркестр) и представлены все музыкальные жанры.
музыкального театра

биография

Бобракова
Ия Петровна
Певица (меццо-сопрано), музыкальный режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств Коми АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народная артистка России, лауреат Государственных премий РК.
Родилась в с. Пажга Сыктывдинского района Коми АССР 28 декабря 1927 года. Закончила Ленинградскую консерваторию дважды – как вокалистка и как оперный режиссёр (была одной из первых выпускниц кафедры оперной режиссуры). Прежде чем стать режиссёром, ей довелось спеть немало партий в родном театре, в становлении которого она участвовала как солистка. Как оказалось, не только спеть, а ещё и глубоко проникнуть в таинственные «механизмы» непростого оперного жанра; многое понять, передумать, а возможно, и переосмыслить. Свою дипломную работу – постановку оперы А. Даргомыжского «Русалка» – И. Бобракова осуществила в Республиканском музыкальном театре, в котором в дальнейшем ей предстояло стать главным режиссером и художественным руководителем.
С 1967 года – преподавала в Молдавской консерватории. В 1971 году по приглашению Правительства Коми АССР вернулась в республику, возглавив музыкальный театр в качестве главного режиссёра. В 1975 году была назначена первым заместителем министра культуры Коми АССР. С 1980 года – художественный руководитель Республиканской филармонии. С 1990 года – художественный руководитель и главный режиссёр Государственного театра оперы и балета Республики Коми.
За свою долгую творческую деятельность Ия Петровна поставила огромное количество опер, оперетт, концертных программ. До самых последних дней служила театру, который был дня неё главным делом всей жизни. Ия Петровна умерла в 2012 году, на 85-м году жизни. С ней прощались на сцене родного театра, в последний путь провожали аплодисментами. Похоронили Ию Петровну на городском кладбище Сыктывкара рядом с мужем.
В 1991 году Ия Бобракова стала одним из идейных вдохновителей и организаторов фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна), который сначала имел статус всероссийского, а спустя два года, благодаря её стараниям, стал международным. В 1997 году за создание и проведение фестивалей «Сыктывкарса тулыс» в период 1991-1997 гг. Ия Петровна стала лауреатом Государственной премии Республики Коми. Отдавая дань и отмечая её вклад в его развитие, в 2013 году было принято решение присвоить фестивалю имя Ии Бобраковой.

биография

Ваховский
Григорий Залманович
Артист балета, хореограф, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный артист Коми АССР, постановщик балета «Яг-Морт»
Родился 15 января 1927 г. в Иркутске. Начал танцевать с семи лет, подростком принимал участие в постановках на сцене иркутского Дворца пионеров, с 1942 г. начал танцевать в Киевском театре оперы и балета, который эвакуировался в Иркутск. Добровольцем ушел на фронт. Служил в ансамбле 3-й Гвардейской армии первого Украинского фронта. Был ранен. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». Работал в Иркутском театре музыкальной комедии – солистом балета и постановщиком. С 1958 г. главный балетмейстер Коми республиканского музыкального театра. С 1966 г. – главный балетмейстер Пятигорского театра музыкальной комедии, где прослужил 23 года, поставил 72 спектакля. Выйдя на пенсию, создал детский музыкальный театр «Белая ромашка», который получил звание «Народный театр».

ГЛАВА

Первоначально творческий коллектив музыкального театра состоял из 104-х человек: 20 солистов, 16 артистов балета, 36 человек – хор, 26 – оркестр и 6 – режиссура. Молодая труппа действовала под художественным руководством Бориса Дейнеки. Балетную труппу, которую возглавил балетмейстер Григорий Ваховский, сформировали из артистов Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР. Также в её состав были приняты выпускники детской Сыктывкарской хореографической студии при Доме пионеров И. Чуистова и Т. Батиева, впоследствии получившие почётные звания.
Первый творческий состав
В 1961 году в труппу театра зачислили талантливую выпускницу Пермского хореографического училища Ольгу Коханчук. Хотя еще в год открытия, в 1958 году, во время каникул молодая балерина уже работала в театре. Основу театрального хора составила группа певцов ансамбля песни и танца Коми АССР.
Основную роль в становлении молодого музыкального театра, конечно же, сыграли люди, которые попали под молот политических репрессий и оказались в Республике Коми не по своей воле. Люди, которым удалось не только перенести все тяготы суровой лагерной жизни, но и продолжить заниматься любимым делом с удвоенным энтузиазмом.
Это, прежде всего, Борис Дейнека. Борис Степанович с 1958 по 1964 гг. был художественным руководителем и ведущим солистом Республиканского музыкального театра. За большой вклад в развитие коми музыкального искусства Б. С. Дейнека был удостоен звания «Народный артист Коми АССР».
Значительный вклад в становление и развитие национального профессионального музыкального искусства внесла солистка-вокалистка Валентина Ищенко, исполнительница партии Татьяны в первом спектакле музыкального театра, опере «Евгений Онегин», в прошлом солистка Воркутинского лагерного театра. В течение 25-ти лет вплоть до выхода на пенсию Валентина Мефодьевна являлась ведущей солисткой Республиканского музыкального театра, выступая как в опере, так и в оперетте («Фауст», «Сорочинская ярмарка», «Летучая мышь», «Марица», «Сильва», «Холопка», «Весёлая вдова», «Цыганский барон»). Главные партии отводились певице в национальном репертуаре (Домна в опере Б. Архимандритова «Домна Каликова», Марфа в опере Я. Перепелицы «На Илыче»).
В Сыктывкаре Валентина Ищенко соединила свою судьбу с талантливым деятелем коми сцены, артистом, драматургом, режиссёром и художником Эрастом Алексеевичем Поповым.
Однажды утром в 1960 году Валентине Мефодьевне позвонил секретарь обкома Н. Рочев и поздравил с присвоением звания заслуженной артистки Коми АССР. В Республике Коми – это единственный случай присвоения звания еще не реабилитированному человеку. Реабилитирована Ищенко была лишь в 1991 году.
Как рассказывают старожилы Сыктывкара, вспоминая первые триумфальные спектакли музыкальной труппы, зал был всегда полон. Публика восторженно встречала полюбившихся артистов. Да и как забыть, например, такие колоритные украинские образы, как Одарка и Карась («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского) в ярком исполнении В. Ищенко и Б. Дейнеки.
Неоспорима роль в становлении музыкального театра первого его дирижёра, заслуженного деятеля искусств Коми АССР В. М. Каплун-Владимирского, который связал свою жизнь с республикой и театром. На сцене театра маэстро осуществил постановку более 40 опер и оперетт. С поста главного дирижёра ушел в 1970-м году. Но и после этого оставался в театре: был дирижёром и заведующим нотной библиотекой на общественных началах. Ушёл из жизни Владимир Каплун-Владимирский в возрасте 90 лет в Сыктывкаре.
Существенное влияние на развитие музыкальной культуры оказал композитор,
в прошлом дирижёр минского театра оперы и балета Н. П. Клаус:
«…высокий, стройный, интеллигентный, казался нам, молодым, только что пришедшим в театр артистам балета, каким-то недоступным. Мы ничего не знали о его трагическом прошлом. Для нас он был одновременно и Богом, и главным дирижером. От него веяло достоинством и силой несломленного человека...», – вспоминает Заслуженный работник культуры РФ, Заслуженный работник РК, Лауреат премии Правительства РК, в прошлом балерина музыкального театра Галина Ширяева.
Невозможно представить оркестр театра того времени без концертмейстера
и виолончелиста Р. Ф. Вечтомова, в прошлом музыканта симфонического оркестра Государственного театра имени Мейерхольда в Москве, получившего в 1965 году звание заслуженного артиста Коми АССР, а также солиста оркестра А. Ю. Дрейслера. С первого дня открытия в театре – артист оркестра, фаготист Владимир Николаевич Юркин.
Всю жизнь после освобождения проработал
в театре заслуженный артист Республики Коми,
в прошлом артист балета Воркутинского лагерного театра Василий Николаевич Михайлов.
Много, очень много талантливых артистов, музыкантов, режиссёров участвовало в становлении молодого музыкального театра. Каждый из этих людей внёс огромный вклад в развитие духовной культуры населения нашей республики.
Солист оркестра А. Дрейслер
и дирижёр Ю. Проскуров. 60-е гг.

биография

попов
Эраст Алексеевич
Актёр, режиссёр, драматург, художник
Родился в 1926 году в с. Глотово Удорского района. Учился в актерской студии при Республиканском драматическом театре. В 1962 – 1973 гг. – главный режиссёр Республиканского музыкального театра Коми АССР. С 1973 года – первый заместитель министра культуры. В 1975 году вернулся в Коми республиканский драматический театр. Народный артист Коми АССР (1969 г.), заслуженный деятель искусств РСФСР (1981 г.), лауреат Государственной премии Коми АССР.
В должности главного режиссёра Республиканского музыкального театра Коми АССР Эраст Попов поставил 25 музыкальных спектаклей: оперы «Травиата», «Риголетто», «Лебединый полет», оперетты «Холопка», «Вольный ветер», «Сильва», «Принцесса цирка», «Баядера», «Цыганская любовь», «Моя прекрасная леди», а также «Севастопольский вальс», «На рассвете» ,«Перехватчики» и другие.
«Своей же настоящей режиссёрской работой я считаю «Холопку», которую поставил в музыкальном театре. Наверно, только молодости присуща такая смелость: взяться за оперетту, не имея специального музыкального образования. Я ставил её по законам драмы...» – отмечал Эраст Алексеевич в интервью журналисту газеты «Красное знамя» («Творить добро на сцене и в жизни» , 17 августа 1984 год). Оперетта имела успех и больше десяти дет продержалась в репертуаре театра.
Следует отметить и лирическую оперетту «Песни к звездам» (впоследствии «Ни пуха ни пера»), поставленную Эрастом Поповым, когда он был главным режиссером музыкального театра. Это первая коми оперетта на музыку заслуженного деятеля искусств Коми АССР Я. С. Перепелицы на пьесу и стихи Э. А. Попова.
Э. А. Попов – соавтор либретто первой коми оперы «Гроза над Усть-Куломом».

ГЛАВА

В первой половине 1960-х годов группа солистов-вокалистов музыкального театра пополнилась квалифицированными национальными кадрами. Это способствовало возможности постановки национальных произведений. Кроме того, в коллектив влились талантливые выпускники различных высших учебных заведений страны. Благодаря усилению состава труппы, театр обрёл большую популярность и востребованность.
Труппа театра 60-хх.
В 1960-м году творческую деятельность в театре начала выпускница Ленинградской консерватории, уроженка с. Гам Усть-Вымского района Коми АССР Екатерина Орлова, позднее заслуженная артистка Коми АССР. Эта замечательная певица внесла существенный вклад в пропаганду произведений коми композиторов и коми народных песен, которые были записаны в её исполнении Московским заводом грампластинок.
В музыкальном театре редкий по тембру голос Екатерины Алексеевны (меццо-сопрано) нашел благодатную почву для исполнения главных партий не только в отечественной и зарубежной классике, но и в национальных операх. В её репертуаре: Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Сузуки («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), мать Домны (опера «Домна Каликова» Б. Архимандритова), жена охотника Ф. Бажукова (опера «На Илыче» Я. Перепелицы).
В 1960 году к обязанностям главного хормейстера театра приступила Лидия Дмитриевна Леканова, окончившая в 1950 году Сыктывкарское музыкальное училище, а в 1957 году Московскую Консерваторию им. П. И. Чайковского. Работу в театре сочетала с педагогической деятельностью. В течение двух десятков лет руководила хоровым отделением в Республиканском музыкальном училище.

В 1965 году, окончив Горьковскую консерваторию, к работе в качестве солистки в Республиканском музыкальном театре приступила «серебристое сопрано» Альбина Оплеснина. Малой родиной певицы, впоследствии народной артистки Коми АССР, связавшей свою жизнь с музыкальным театром, являлось село Сторожевск Корткеросского района. На протяжении 25 лет Альбина Ивановна была примой театра.
К лучшим её партиям относят: Иоланту в одноимённой опере Чайковского, Теодору в оперетте Кальмана «Принцесса цирка», Виолетту в опере Верди «Травиата».
В эти же годы группу солистов пополняют талантливые артисты, выпускники других высших учебных заведений страны: В. Азовцев, Э. Шмеркович, Ю. Главацкий, В. Саяпин, Е. Бердов, С. Марков. Все они внесли значительный вклад в становление и развитие музыкального театра.
В 1960-ые годы, как артисты оперетты, громко заявили о себе яркие, неподражаемые Светлана Кузнецова, Галина Кузнецовская и Леонард Ильчуков.
За короткий период времени театр обрёл огромную популярность и востребованность, работая на высоком уровне и с большой отдачей зрителю!
Репертуар состоял из знаменитых музыкальных произведений: «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Поцелуй Чаниты» Милютина, «Холопка» Стрельникова, «Цыганская любовь» Легара, «Вольный ветер» Дунаевского и других.
По-настоящему профессионально балет в театре вырос при балетмейстере Л.А. Бордзиловской, возглавлявшей балетную труппу театра с 1966 по 1974 годы. Людмила Аркадьевна закончила ГИТИС, училась у Р. Захарова и на сцену Коми республиканского музыкального театра перенесла редакции его балетов «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Большой вальс» и «Тропою грома», а также восстановила балетные спектакли «Яг-Морт» и «Жизель». Партия Мирты в «Жизели» прочно закрепилась за Инной Чуистовой. В балете «Бахчисарайский фонтан» она же исполняла партию Заремы. Позже балерина признавалась, что ориентировалась при создании образа своей героини на Зарему М. Плисецкой.
Итак, в 60-ые годы музыкальный театр представлял собой сложившийся творческий коллектив под руководством главного режиссера Э. А. Попова, главного балетмейстера Л.А. Бордзиловской и главного дирижёра с большим опытом работы Н. П. Клауса.
Екатерина Орлова в партии Княгини, опера
А. Даргомыжского «Русалка», 60-е гг.

биография

Бордзиловская
Людмила Аркадьевна
Балерина, балетмейстер, заслуженный деятель искусств Коми АССР
Родилась в 1917 году в дер. Мокрядка (сейчас – Могилевская область, Беларусь).
В 1956-м году с отличием закончила балетмейстерское отделение Российского университета театрального искусства (ГИТИСа). С 1966 по 1974 гг. работала главным балетмейстером Республиканского музыкального театра Коми АССР.
Именно Людмиле Аркадьевне принадлежала идея создания детской балетной студии при театре. Первые воспитанники студии пришли на занятия классическим танцем в 1968 году.
В тот период труппа театра пополнилась многими молодыми балетными артистами, из которых большинство не имело профессионального образования. Именно Людмиле Аркадьевне предстояло сделать балет профессиональным. Восемь лет её творчества на сыктывкарской сцене оставили яркий след в балетном искусстве нашей республики. При Людмиле Бордзиловской в репертуаре театра появились спектакли «Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Большой вальс», «Барышня и хулиган», была поставлена вторая редакция национального балета «Яг-морт».
Сведения о балетмейстере Л.А. Бордзиловской включены в энциклопедию «Балет».